RUS ENG
И. П. ГРЯЗНОВ
КАМЕНСКОЕ ГОРОДИЩЕ
Днепропетровск
Издательство «Проминь» 1978
ИННОКЕНТИЙ ПЕТРОВИЧ ГРЯЗНОВ
КАМЕНСКОЕ ГОРОДИЩЕ
(На русском, английском и болгарском языках) Переводчики Г. Г. Рапопорт, Т. В. Николаевская, Е. П. Яковлев
Редактор болгарского текста П. Г. Чаркчиев
Редактор И. И. Семиреченский Художник Н. Ф. Меланчук Художественный редактор А. П. Деревянко Технический редактор В. С. Зрелая
Корректор А. Ф. Мевшина
ИБ № 551 Сдано в набор 28.VI 1977 г. Подписано к печати 8.XII 1977 г. Формат издания 70Х1007зг. Бумага типограф. № 1. Печ. листов 1,5(1,935). Уч.-изд. листов 2,042. Тираж 15 000. Зак. № 222.
Цена 15 коп. БТ 68239.
Издательство «Промiнь», 320070, Днепропетровск, просп. К. Маркса, 60.
Областная книжная типография Днепропетровского областного управления по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.
320091, Днепропетровск, ул. Горького, 20.
Г(60803-002/М219(04)-78)26-78
© Издательство «Промiнь», 1978.
Археологи обладают удивительным даром отыскивать города, местонахождение которых давно забыто человечеством. Так, многие ученые долге считали мифом события, воспетые в «Иллиаде» Гомера. И вдруг немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман откапывает стены легендарной Трои, и герои «Иллиады» обретают исторические прототипы.
В трудах древнегрсчсского географа Страбона упоминается столица поздних скифов — Неаполь. Историки вновь в недоумении: какой мог быть город у скифов, народа кочевого, «варварского»? А Неаполь действительно был: в центре Крыма, на высоком берегу реки Салгир, близ нынешнего Симферополя, советский археолог П. Н. Шульц обнаружил его руины. Ныне это— государственный заповедник. Но если был у скифов Неаполь — «новый город», то где-то был и старый? Отыскался и он — в южных украинских степях, на левом берегу Днепра (а теперь—Каховского водохранилища), где в зелени садов раскинулась Каменка-Днепровская — районный город Запорожской области.
Схема расположения Каменского городища и знаменитых скифских курганов.
Раскопки на городище начал в 1899—1900 годах местный учитель Д. Я. Сердюков, а заслуга планомерного исследования городища принадлежит советскому археологу, доктору исторических наук Б. Н. Гракову.
От Запорожья до Каменки-Днепровской на пароходе — шесть часов езды, на «Метеоре» — полтора часа, на автобусе — три с половиной, самолетом — полчаса. Но лучше всего отправиться сюда с правого берега водохранилища, из города Никополя, откуда каждый час отчаливают теплоходы озерного типа, дважды или трижды в день (смотря по сезону) — самоходные паромы.
Пересекая рукотворное море, вы будете с волнением следить, как неторопливо, словно из дали веков, будет приближаться к вам каменский берег. И лишь только проступят в голубоватой дымке его очертания, вы уже можете считать, что «вошли» в древнюю столицу скифов: где-то там, под толщей воды, скрылся последний участок некогда знаменитых Днепровских порогов. Когда-то лоцманы с пароходов называли его Каменской забором и осторожно обходили стороной. Каховское море затопило выходы гранитов на поверхность. И теперь не всякому понятно, откуда у Каменки-Днепровской ее название.
Нагрудное украшение — золотая пектораль из кургана Толстая могила.
Другой достопримечательностью древнего Днепра были его плавни, «непроходимыми камышами и трущобником лесным покрытые». Лишь перед Каменской заборой плавни расступались, образуя свободный проход для судов. Это обстоятельство сыграло исключительно важную роль в истории Каменки — древнейшей переправы и пристани на нижнем Днепре под названием Каменный Затон. Сущим благодеянием были плавни для кочевых скотоводов. Они обеспечивали теплую и сытную зимовку их стадам. А плодородный Каменский под — надпойменная терраса Днепра? Помимо хлеба, до 60 тысяч тонн овощей и фруктов ежегодно отгружается отсюда в индустриальные города. Обширен и живописен Белозерский лиман — один из самых рыбных водоемов Украины. Хотя оба берега лимана сейчас застроены, на середине его и сейчас безбоязненно отдыхают стаи перелетных лебедей. Здесь же, у Каменки, впадала в Днепр и снова отходила от него, чтобы параллельным курсом следовать далее до Черного моря, и степная река Конка (а по старым картам — Конские воды: знать, из нее пили табуны диких лошадей).
К VII веку до н. э. скифы установили свое безраздельное господство в степях от Дона и до низовьев Дуная и вытеснили отсюда своих предшественников — киммерийцев, часть которых смешалась с завоевателями. Видимо, Каменным Затон входил в исконную часть Скифии, так как здесь были найдены шипастые наконечники стрел, бывшие на вооружении у скифов еще в VI веке до н. э.
Кочевниками были и так называемые «царские скифы», по Геродоту — самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя, считавшее прочих скифов себе подвластными. Вполне понятно, что верховное племя и под кочевья свои избрало лучшую часть Скифии; от Азовского моря до Крыма, включая Каменный Затон.
У какого народа история не начинается с мифов! Не были обделены фантазией и скифы. Ученые предполагают, что они пришли с Поволжья или из Средней Азии и Сибири. Сами же скифы считали себя первородными жителями Причерноморья, произошедшими от Зевса и дочери реки Борисфена (или, по другому варианту мифа, — от Геракла и змееногой богини Апи).
«Дивные мужи гиппомолги», то есть доители кобылиц, — так названы скифы в «Иллиаде» Гомера. С табунами нерослых, но на диво выносливых коней, со стадами коров и овец скифы кочевали с одного пастбища на другое. Каждая семья имела повозку с войлочным верхом. В ней укрывались женщины и дети. Мужчины почти не слезали с коней, оберегая свое достояние от хищных зверей и недобрых соседей. Но и у самих скифов война ради добычи считалась высшей доблестыо. Каждый скиф был конным стрелком. Погнавшись за киммерийцами, бежавшими от них в Малую Азию, скифы сами остались там на 28 лет, осаждая города, собирая дань. Недешево стоило Египту откупиться от них. Скифы знали дорогу и в Западную Европу.
А в 514 году до н. э. скифы с честью отстояли свои земли от захвата их персидским царем Дарием. В ходе этой войны скифы применили против огромного персидского войска тактику изматывания врага и на вызов Дария вступить с ним в открытый бой отвечали: «У нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разрушить, и тогда узнаете, станем ли мы сражаться за эти могилы или нет». Согласно Геродоту, означенные могилы находились в Геррах, до которых Борисфен еще судоходен. Ориентируясь на Каменскую забору с ее торчавшими из воды гранитными глыбами, на никопольские мели, издавна затруднявшие и порой совсем прекращавшие судоходство, ученые отождествляют Герры, эту святыню скифов, со степями вокруг Каменного Затона.
Почти в одно время со скифами и, видимо, не без их согласия, по северным берегам Черного моря стали селиться греки. Возникли десятки городов-колоний с каменными стенами и домами, храмами и театрами, со статуями на площадях. От Каменного Затона было рукой подать до главнейших из них: Ольвии на Южном Буге, Херсонеса Таврического и Пантикапея в Крыму. Не за тридевять земель, во время военных походов, а у себя под боком кочевники увидели жизнь, так не похожую на свою.
V век до н. э. был периодом расцвета классической Греции. Более двухсот ранее разрозненных городов-государств объединились в могучую морскую державу. На афинском акрополе вознесся Парфенон — слава античной культуры. А Скифия стала вторым после Урарту государством на территории нашей (СССР) страны, которое единовластно возглавил царь Атей — незаурядный полководец и дипломат. Степным ровесником Парфенона явилось Каменское городище — столица нового государства.
Как ни удивительно, вчерашние кочевники показали себя неплохими строителями: город возводили по рационально составленному плану и, если в чем-то и следовали греческим образцам, то со своими коррективами. Здесь не было каменных стен, как в Ольвии или Херсонесе, хотя местного гранита на это хватило бы. Скифы заменили камень более привычным для них материалом, тем же, из которого насыпали курганы — землей. Мощный оборонительный земляной вал со рвом геометрически правильной дугой опоясывал город со стороны степи, торцами упираясь в плавни. Чисто скифским новшеством явилась полоса свободного пространства (от 800 до 1200 метров) между валом и постройками: она служила выгоном для скота, имела и оборонное значение — не позволяла врагам забрасывать город зажигательными стрелами.
Каменское городище занимало небывалую по тому времени площадь — 12 квадратных километров! На песчаных дюнах-кучугурах, не затоплявшихся даже в самые сильные паводки на Днепре, находилась ремесленная часть. Всего в 60 километрах от городища находилась криворожская железная руда, рядом, в плавнях, — лес для приготовления древесного угля. Так что со всех концов съехались в городище огненных дел мастера, и Каменские кучугуры стали символом железного века в Скифии. Сыродутным способом из руды выплавлялось железо, из него ковались мечи и кинжалы, копья и ножи, уздечные наборы. Изготовлялись серпы для земледельцев и другой необходимый для жителей степи инвентарь. Но наконечники стрел и в железный век оставались бронзовыми. В неисчислимом количестве их выпускали бронзолитейные мастерские. Там же отливались большие походные котлы. А на бронзовые женские серьги и браслеты кучугурской работы любо посмотреть и сейчас.
Мастерские и жилища металлургов располагались под одной плоской крышей. Стены были из вертикально вкопанных в землю древесных стволов с глиняной обмазкой. Совсем иначе выглядела находившаяся на высшей береговой отметке, по другую сторону лимана, укрепленная часть городища — акрополь. Ограждавший его дополнительный внутренний вал поверху был усилен кладкой из сырцового кирпича. На акрополе не было ремесленных мастерских, застройка преобладала каменная, и весь уклад жизни по богатству намного превосходил кучугурский — это была резиденция царей и знати. Здесь проходили военные советы, дележ трофеев и дани, приемы послов и корабельных торговых людей. Любимым времяпрепровождением царского двора была охота. В культурном слое на акрополе археологи собрали кости 30 оленей, 26 диких кабанов, 25 бобров и многих других зверей.
О великолепии и роскоши, которой окружали себя скифские цари в классическую эпоху, лучше всего можно судить по их курганным погребениям: ведь они уносили с собой в могилу все лучшее, чем пользовались при жизни. В 12 километрах от акрополя расположен в степи курган Солоха. Благодаря профессору Н. И. Веселовскому, который, раскопав курган в 1912—1913 годах, бережно сохранил его величественные контуры, мы можем любоваться Солохой в ее первозданном виде.
Высота кургана — 18 метров. Под его насыпью таился целый подземный дворец: спусковая шахта со ступенями, коридор длиною десять метров, сводчатая погребальная камера с тремя нишами по бокам. Главная ниша служила усыпальницей царю, в двух других ему была поставлена напутственная пища: три котла с кониной, бараниной и говядиной, десять амфор с вином, набор драгоценной посуды. В загробный мир царя сопровождали его верные слуги: конюший с пятью верховыми лошадьми, оруженосец, подросток-виночерпий. Царь лежал весь в золоте с головы до пят. На шее у него блистал массивный золотой обруч с застежкой в виде львиных голов, на руках пять пластинчатых браслетов, сбоку — меч с золотой обкладкой. Россыпыо валялись пришивные одежные бляшки, 180 стрел с бронзовыми наконечниками наполняли его горит (колчан с налучием).
Золотой гребень из кургана Солоха.
Венцом всему был знаменитый золотой солохинский гребень. Кто не знает его по учебникам истории! Помните? Девятнадцать граненых зубьев и сверху — скульптурная группа: знатный скифский всадник в медном шлеме и панцире, вздыбив коня, заносит копье для последнего удара по другому знатному скифу. Рядом — пеший слуга с кинжалом. Их противник явно обречен; уже выбит из седла и сражается стоя на земле, конь его повержен… Гребень лежал у царя в головах. Не сам ли он был изображен на нем в роли победителя?
Чертомлыцкий курган близ Никополя славен серебряной вазой с неповторимым круговым рельефом, изображающим скифов-табунщиков и их лошадей. На весь мир недавно прославилась золотая пектораль (нагрудное украшение) весом 1150 граммов из Толстой могилы, тоже за Никополем. На ней скифы шьют рубаху из овечьей шкуры, доят овец. Вспомним о сокровищах из других курганов — 3500 золотых бляшках из Мелитопольского кургана, чаше с бородатыми царями из Гаймановой могилы близ села Балки, золотом конском налобнике со змееногой праматерью скифов из кургана Большая Цимбалка в селе Большая Белозерка…
Золотое кольцо курганов и в центре — Каменское городище. Лучшего доказательства того, что оно действительно было столицей скифов, и желать нельзя. А в каком из курганов был похоронен царь Атей? К сожалению, этого никто не скажет. Ведь скифы не знали письменности, нигде не ставили каменных плит с надписями. Безымянное городище, безымянные курганы…
Сокрушительный удар по скифскому владычеству в степях нанесли родственные им сарматы. Став сильнее, сарматы напролом двинулись на запад и на рубеже III—II веков до н. э. вышли на линию Днепра. Территория Скифии сократилась наполовину. Скифы перенесли свою столицу в Крым, в Неаполь Скифский. Но и тогда Каменское городище не было забыто. Опустела и стала заноситься песком только кучу-гурская часть, акрополь же городища уцелел и как рядовое скифское поселение просуществовал еще 400 лет, до полного исчезновения скифов с лица земли.
Началась вторая жизнь городища. Среди его последующих обитателей во II—III столетиях н. э. были наши предки — ранние славяне. От них остался могильник из семи погребений: мужских, женских и одного детского. Могильник находился на обрывистом берегу реки Конки, над плавнями, где теперь транзитная пристань. Рядом с праславянами 83 погребения оставили кочевники X—XII столетий. В период татаро-турецкого владычества в Крыму и Северной Таврии Запорожская Сечь, защитница родных рубежей, избрала местом своего пребывания остров Чертомлык в Никопольских плавнях, в двух-трех пушечных выстрелах от Каменнозатонской переправы. Петр I построил здесь крепость, которая имела важное стратегическое значение в период русско-турецких войн…
За два с лишним тысячелетия бессчетное множество людей перебывало на городище. Каждый что-то подбирал, увозил с собой: то ли античную монету, то ли бронзовую «стрелку», то ли красивую бусинку. Камни из скифских руин использовались при сооружении крепости. И все же, когда после присоединения Крыма к России на левобережье Днепра прибыли первые переселенцы и основали в 1786 году Каменку и Знаменку, там еще было на что посмотреть. Еще грозно выглядели оборонительные валы. По записанным в свое время рассказам старожилов, «семь человек должны были встать во рву на плечи друг другу, чтобы голова верхнего выставилась над гребнем вала».
Размывая берег, волны нередко обнажают скифские древности.
Всех, кто приезжал на городище и писал о нем, поражала насыщенность почвы древними бытовыми отходами. Нет научной статьи или путевого очерка без упоминания о том, что на кучугурах «виднелись кучи битого черепья», вся площадь «усеяна обломками амфор», «буквально завалена»… Местные жители находили и целые амфоры. В 1914 году из подмытого водой берега Конки вывалилась амфора с кладом монет— ольвийских и пантикапейских. В 50-х годах амфору, обнажившуюся в обрыве берега после штормовой ночи, увидели с плавучего крана. Сейчас она экспонируется в Каменско-Днепровском музее.
Вспомнив о сокровищах из курганов, кто-нибудь спросит: «А на городище золото находили?» Да, находили! В 1845 году каменские ребятишки, выйдя на кучугуры за стрелами, возвратились домой с неслыханной добычей. Вся компания— с кольцами и браслетами на руках, с кучей бляшек в подолах рубах. На бляшках — женские лица, львы, морские раковины… Каменка ахнула; все вещи были из чистого золота! Но, попавшие в руки перекупщиков, древние золотые изделия пошли на переплав, лишь несколько вещиц стало достоянием Одесского музея.
Только с победой Великого Октября началось систематическое изучение Каменского городища: сотрудники Никопольского краеведческого музея планомерно собирали подъемный материал, произвели некоторые раскопки, а в 1938 году начал раскопки на городище Б. Н. Граков. До этого он вел исследования Никопольского курганного поля, еще ранее занимался изучением сарматских памятников в Поволжье и Приуралье.
Раскопки городища были прерваны временной оккупацией Каменки немецко-фашистскими захватчиками. Но вскоре после освобождения города Красной Армией они возобновились. Шел 1944 год, страна напрягала все силы для победы над врагом, и все же в государственном бюджете были изысканы средства и «на скифов». Размах исследований расширился. К работе приступила возглавленная Б. Н. Граковым степная скифская экспедиция Академии наук СССР. В состав ее входили археологи Н. Н. Погребова (заместитель начальника), П. Д. Либеров, Н. Г. Елагина, А. И. Мелюкова, В. А. Ильинская, А. П. Смирнов и другие.
Каменское городище как первая столица скифов трактуется в академических изданиях, в энциклопедиях, учебниках, в путеводителях по Эрмитажу и историческому музею в Москве, где хранятся многие уникальные находки с городища, признанного археологическим памятником союзного значения.
В залах Каменско-Днепровского народного краеведческого музея.
Но для того, чтобы познакомиться с ними, не обязательно ехать в столицу. Много интересного собрано в музеях Никополя и Орджоникидзе. Ждет вас «встреча со скифами» и в самом центре Каменки, где в старинном тенистом парке расположился местный краеведческий музей.
В скифском отделе музея собрано немало находок с городища — от бусинок и наконечников стрел до красиоглиняных амфор высотою в метр. Представлены инструменты и изделия кучугурских металлургов. Есть железный серп и зернотерки, орудия прядения и ткачества. Есть и амфорные ручки с именами мастеров: хоть гончарное клеймо — это, скажем, не херсонесская надпись в честь Диофанта, но все же эллинские письмена. В другом городском парке, носящем имя 50-летия Великого Октября, можно увидеть остатки земляного оборонительного вала городища…
Закончилось наше краткое знакомство с уникальным памятником археологии. Вы узнали, как возвращенная из двух-тысячелетнего забвения столица скифов вошла в научный обиход под именем Каменского городища на Днепре. И если вы захотите увидеть его своими глазами, прогуляться по древнему оборонительному валу, полюбоваться скифскими древностями, выставленными в музейной витрине, или просто подобрать с земли черепок, которого касались руки скифа или скифянки, что ж — добро пожаловать!
Серебряная с позолотой чаша из кургана Солоха.
Такие монеты чеканили скифы во времена царя Атея.
Деревообделочные орудия скифов.
Украшения с Каменских кучугур: серьги, бронзовый перстень, пастовая голова мужчины.
Серебряная ваза из Чертомлыцкого кургана.
Скифы кроят рубаху. Деталь золотой пекторали из Толстой могилы.
Греческие амфоры для вина, найденные на Каменском городище.
Бронзовый котел из кургана у города Днепрорудного.
Глиняный кувшин с Каменского городища.
Изображение воина на золотом гребне из кургана Солоха.
в библиотеку на главную