Альбом произведений живописи с комментариями.Русский военный костюм XVIII- начала XX века. Глинка В.М.

Русский военный костюм XVIII- начала XX века. Глинка В.М.
Альбом произведений живописи с комментариями

1. Неизвестный художник. Портрет майора С.Л. Бухвостова. Первая четверть XVIII в.

51-3789421

Майор С.Л.Бухвостов первым вступил солдатом в потешный Преображенский полк юного царевича Петра, о чем говорит надпись на портрете. Участвовал в Северной войне, был ранен. На левой стороне груди видна серебряная медаль, вероятно, за участие в Полтавской битве.

2. А. И. Шарлемань. Драгуны времен Северной войны (1720-е гг.).

52_1-8201913

1871 Слева – рядовой драгун верхом в полной строевой форме и вооружении. Правее – офицер в парадной форме и гренадер в коническом суконном колпаке. Оба одеты для пешего строя, в чулках и башмаках.

3. Неизвестный художник. Портрет генералиссимуса А.Д.Меншикова. Первая четверть XVIII в.

52_2-7194507

Князь А. Д. Меншиков – крупнейший военный и государственный деятель первой четверти XVIII в. Одет поверх стальной кирасы в белый шитый золотом кафтан на красной подкладке, через правое плечо лента ордена св. Андрея Первозванного, на левой стороне груди звезда этого ордена, левее – знаки прусского ордена Черного орла и польского ордена Белого орла. Шейный платок закреплен крупным бриллиантом. Около 1909 г. Гренадер изображен с гранатой в руке. На рисунке хорошо видны свободный покрой одежды и грубые башмаки солдата. Отдельно прорисованы офицерская гренадерская шапка и медный щиток с вензелем.

4. Д. Н. Кардовский. Гренадер лейб-гвардии Преображенского полка (1705-1720). Около 1909 г.

53_1-6777105

Гренадер изображен с гранатой в руке. На рисунке хорошо видны свободный покрой одежды и грубые башмаки солдата. Отдельно прорисованы офицерская гренадерская шапка и медный щиток с вензелем.

5. Д. Н. Кардовский. Офицер армейской пехоты (1700-1720). Около 1909 г.

53_2-2889136

Офицер пехоты вне строя. Благодаря показу сидящей фигуры в профиль хорошо различим покрой кафтана. Принадлежностью офицерского костюма являлись трехцветный шарф с кистями, который надевали через правое плечо, и шпага в кожаных ножнах.

6. Г. Гроот (?). Портрет секунд-майора кирасирского полка Г.Ю.Лесли. 1749

53_3-4716467

Секунд-майор кавалерии изображен в лосином (из толстой замши) колете, обшитом по воротнику, бортам и обшлагам золотым галуном. Камзол и обшлага – синие. На портрете ясно виден парик, тщательно причесанный по моде середины XVIII в. Живописец подчеркнул также модное телосложение – узкие плечи и полный живот.

7. Д. Л ю д е р с. Портрет офицера Конной гвардии князя И.И.Лобанова-Ростовского. 1758

54_1-3254152

На холсте хорошо передана яркая, нарядная форма офицера полка Конной гвардии. Часть эта относилась к тяжелой кавалерии, поэтому в се оборонительное вооружение входила стальная кираса, у офицеров отделанная позолотой. На плечо молодого человека накинута мантия, подбитая горностаевым мехом, свидетельствующая об его княжеском титуле. Волосы темно-русые, не пудреные, но завитые над ушами в одну буклю.

8. Неизвестный художник. Бомбардир артиллерийского полка. 1731

54_2-8226651

От введенной Петром 1 форма бомбардира отличается прической с косой и буклями, более короткими рукавами и отвернутыми (подстегнутыми) полами мундира (кафтана), а также полосатыми гетрами. Все эти особенности были заимствованы у европейских, в основном прусских, войск и только нарушали рациональность и удобство форм петровского времени. Вооружен медной ручной мортирой, которую при необходимости опирали на алебарду.

9. Неизвестный художник. Фузелеры артиллерийского полка. 1731

54_3-9868291

Вооружены как рядовые пехотинцы – фузеей и шпагой. Через правое плечо надета „скатка” из епанчи. Оба рисунка (№8,9) интересны как пример выполненных, очевидно, для знакомства четырнадцатилетнего Петра II с формами обмундирования русских войск и относятся к буквально бесчисленным материалам подобного рода, созданным в XVIII -XX вв.

10. Неизвестный художник. Портрет генерала В. И. де Геннина. 1740-е гг.

55_1-3590624

Генерал-поручик В. И. де Геннин, голландец, с двадцати лет служивший в России, активный участник Северной войны, артиллерист, металлург, строитель оружейных заводов. Одет в красный артиллерийский мундир с черным воротником, отороченным золотым галуном. Поверх него кираса, на ней – очевидно, металлическая звезда ордена св. Александра Невского, знак прусского ордена “За заслуги” (“Pour le Merite”) и две почетные награды от Петра I – золотая медаль и портрет на финифти; оба в алмазных оправах.

11. К. Христинек. Портрет майора армейской пехоты. 1766

55_2-8502726

В 1764 г. введены различия в форме офицерских чинов армейских частей. Камзолы штаб-офицеров обшивали по борту широким галуном – у майоров и подполковников в один ряд. у полковников – с добавкой еще одного узкого. Судя по зеленому цвету мундира. портрет писан с майора или подполковника пехоты.

12. Неизвестный художник. Портрет офицера артиллерии. 1750-е гг.

55_3-2818709

Черные бархатные лацканы и обшлага на красном мундире с золочеными пуговицами говорят о службе в артиллерии. Шейный знак особого рисунка с вензелем императрицы Елизаветы Петровны был дан в 1756 г. офицерам армии, воевавшей в Пруссии. Правая рука опирается на трость, появившуюся в качестве неотъемлемой принадлежности офицерского костюма в 1750-х гг.

13. Л. Шорер. Портрет генерала А. А. Свиридова. 1764

56_1-3636097

На генеральский чин изображенного лица указывают только широкие галуны, щедро украшающие кафтан, под которым надета кираса. Генерал-поручик А.А.Спиридов -участник ряда войн, в частности, Семилетней войны с Пруссией.

14. А. Рослен. Портрет генерал-фельдмаршала 3.Г. Чернышева. Около 1776 г.

56_2-2106172

Мундир генерал-фельдмаршала расшит золотом не только по воротнику, полам, обшлагам, но также и по швам. Из орденских знаков мы видим ленту ордена св. Андрея Первозванного.

15. И. Васильев. Портрет офицера легйб-гвардии Измайловского полка П.И.Ниротморцева. 1774

57_1-2277557

Для различения формы трех существовавших до конца XVIII в. гвардейских пехотных полков служил шейный офицерский знак. На знаках Преображенского и Семеновского полков была выбита дата: 19 ноября 1700 года, когда состоялся бой под Нарвой, где эти полки выказали особое мужество. Шейнный знак Измайловского полка, сформированного в 1731 г., такой даты не имел.

16. Неизвестный художник. Портрет генерал-поручика М. П. Измайлова. Вторая половина XVIII в.

57_2-9011360

Шитье по бортам мундира в виде полутора гирлянд говорит о чине генерал-поручика. На его груди звезда, усыпанная алмазами, и лента ордена св. Александра Невского. На шее – крест ордена св. Анны первой степени, также с алмазами.

17. Ж. Вуаль. Портрет бригадира В. Л. Зубова. 1791(2?)

57_3-6860594

Одежда молодого щеголя, младшего брата фаворита Екатерины II, покроем и цветом не отличается от той, что носили офицеры армии Потемкина. Но качество сукна и пошива свидетельствуют о далеко не рядовом положении этого офицера. Явно заказная каска украшена пышным гребнем из страусовых перьев и золоченым налобником. На перевязи лядунки из лосиной кожи – золоченый вензель Екатерины II, в петлице – орден св.Георгия четвертой степени, полученный за участие в штурме Измаила.

18. X. Г е й с л е р. Мушкетер лейб-гвардии Семеновского полка. 1780-е гг.

58_1-3822513

Обмундирование гвардейских полков сохранилосы почти в неизменном виде до 1790-х гг., хотя армейские части в это время получили новую, так называемую “потемкинскую” форму. В одежде рядового гвардейского пехотинца можно отметить только небольшие изменения в крое мундира – рукава сузились, полы получили скос книзу сообразно моде штатского платья.

19. X. Г е й с л е р. Рядовой легкоконного полка. 1780-е гг.

58_2-7961704

В форме легкоконных полков, составлявших основную часть конницы армии Потемкина, сохранился традиционный со времени Петра 1 цвет кавалерийского мундира. Синяя свободная куртка и красные штаны, дополненные своеобразной каской, так же, как короткая стрижка, придали войскам совершенно новый вид. Ружье без штыка и сабля составляли вооружение кавалеристов.

20. X. Гeйслep. Гренадер пехотного полка. 1780-е гт.

58_3-1520803

В основном форма пехотинца отличалась от кавалерийской лишь зеленым цветом курток. Вооружением служили ружье со штыком и тесак. Так выглядели герои, штурмовавшие Очаков, Измаил и Килию. Волосяной гребень каски, лампасы на брюках были жёлтые, что не нашло отражения в данной гравюре, оставшейся недораскрашенной.

21. X. Гейслер Малороссийский казак. 1780-e гг.

58_4-6916916

Полки малороссийских казаков были одеты в красивую и удобную форму. Нововведением явилась высокая шапка с четырехугольным верхом.

22. Неизвестный художник. Портрет наказного атамана Донского войска Д.М. Мартынова. 1790

59_1-8842007

Казачья стрижка волос, покрой верхнего кафтана с откидными рукавами, восточного типа сабля и булава в руке характеризуют внешность казачьего атамана конца XVIII в.. причисленного, однако, к регулярным войскам (край кафтана расшит дубовыми листьями как генеральский мундир). Орденские знаки говорят о боевых заслугах. Кроме креста и звезды св. Владимира второй степени и ордена св. Анны первой степени с лентой через плечо (звезда ее почти не видна), Мартынов награжден еще золотой медалью с вензелем Екатерины II и ее живописным портретом в алмазной раме под короной.

23. Неизвестный художник. Портрет генерал-фельдмаршала П.А. Румянцева. Конец XVIII в.

59_2-1230870

Кафтан Румянцева украшен золотым шитьм по воротнику, рукаву и борту. На груди ленты и звезды орденов св. Андрея Первозванного и св. Георгия первой степени.

24. X. Гейслер. Егерь армейской пехоты. 1780-е гг.

60_1-8495933

Форма егеря напоминает пехотную, но отличается по цвету. Сочетание зеленого цвета с черным было более подходящим для маскировки на местности.

25. Неизвестный художник. Портрет Дризена. Около 1795 г.

60_2-1654709

Прибалтийский барон Дризен – участник военных действий в Польше, на что указывает медаль на георгиевской ленте, которую давали за штурм Праги (предместья Варшавы) в 1794 г. нижним чинам. Вторая награда – прусский крест “За заслуги”. Кирасирский мундир – колет подпоясан форменным ремнем, на котором носили палаш, поверх него повязан офицерский пояс-шарф.

26. И. Крейцингep. Портрет А. В. Суворова. 1799

61_1-5700105

Суворов одет в мундир гвардейского Преображенского полка. На груди его – высшие русские ордена. Спеша из Вены в Северную Италию к ожидающим его войскам, полководец не мог долго позировать австрийскому придворному живописцу, чем объясняется ряд неточностей в изображении орденов – вместо андреевской звезды помещена владимирская, георгиевская отсутствует. Наиболее тщательно выписано изображение австрийского императора в алмазном обрамлении. Предпоследний прижизненный портрет Суворова, чопорный и суховатый, явно не передаёт портретного сходства.

27. А. Е. К о ц е б у. Сражение на реках Треббия и Тидони. 1850-e гг. Фрагмент

61_2-2413903

28. Г. Шварц. Караул лейб-гвардии Семеновскою полка в Павловском дворце. 1796- 1800

62_1-2420194

В полной неподвижности, ожидая выхода императора, застыли гренадеры, взявшие ружья на караул, барабанщик и мальчик-флейтист. Приняли должные позы дежурные камер-гусары, придворный арап и камер-лакей. За строем видна деревянная караульная загородка, окрашенная в три цвета – белый, черный и оранжевый. Николай I, заказывая Шварцу изображения таких сцен, строго следил за соблюдением документальной точности в передаче форм одежды и военного артикула.

29. Г. Ш в а р ц. Караул кавалергардов в Павловском дворце. 1799-1800. 1840-е гг.

62_2-9833654

Скопированные у пруссаков приемы карабинами, взятыми наискось груди у рядовых, и шпагами, поднесенными острием к носу у офицеров, переданы художником с предельной точностью. Густо нафабренные усы, одинаковые красные безрукавки-супервесты с белыми мальтийскими крестами, перчатки с крагами, лосины, ботфорты – все придает единообразие строю солдат и офицеров. Слева замерли дежурный офицер, отдающий честь тростью, и зритель – камер-лакей.

30. Н е и з в е с т н ы й художник. Портрет генерала. Около 1796 г.

63_1-4313818

Отличие генеральской формы при Павле I по примеру прусской армии состояло в золотом аксельбанте на правом плече и кокарде на шляпе, поля которой обшивали по краям страусовыми перьями. Очевидно, орден св. Георгия четвертой степени генерал получил еще в царствование Екатерины II, так как Павел I этим орденом не награждал. Но другой орден – св. Анны первой степени, учрежденный его дедом герцогом Голштинским (звездой и лентой его украшена грудь военного), Павел I давал особенно часто.

31. А.И. Шарлемань. Офицеры, трубач и рядовые Лейб-кирасирского полка. 1871

63_2-3011900

Матерчатые андреевские звезды на кобурах пистолетов и вальтрапах седел свидетельствуют о том, что здесь изображены чины Лейб-кирасирского полка. У крайнего слева офицера в вицмундире хорошо видна не до конца обрезанная коса. Тогда же было разрешено отращивать бачки. Характерны высокие шляпы-двууголки, введенные в 1801 г. и в 1803 г. замененные для кирасир касками.

к содержанию        далее