86. К. П. Брюллов (?). Портрет генерала Оренбургского казачьего войска В. Л. Перовского. Конец 1830-х гг.
Перовский одет в форму Оренбургского казачьего войска, наказным атаманом которого он состоял. Скромный чекмень хорошо сидит на стройной фигуре сорокапятилетнего генерала. Грудь украшают свитский аксельбант, звезды орденов св. Александра Невского и св. Владимира второй степени, миниатюрный крест св. Георгия четвертой степени, полученный в 1828 г. за взятие штурмом Анапы, медали в память Отечественной войны 1812 г. и взятие Парижа. На столе возле Перовского лежат казачья шапка и карта Оренбургского края, связанная с разрабатываемым в то время им планом хивинского похода, который был предпринят в 1840 г.. но закончился неудачно. Фоном служит кабинет генерала, стены которого увешаны азиатским оружием. У Перовского в 1833 г. останавливался в Оренбурге А. С. Пушкин.
87. П. 3. 3 ах а р о в (Захаров-Чеченец). Портрет генерала А. П. Ермолова. 1843
Ермолов, один из крупнейших государственных деятелей своего времени, был отстранен Николаем 1 от командования Кавказским корпусом за самостоятельность в административных и военных делах и подозрительную царю популярность в среде декабристов. Генерал одет в форму армейской конной артиллерии, в которой он служил в молодые годы, уже тогда прославившись в качестве бесстрашного офицера. На груди Ермолова – звезды орденов св. Андрея Первозванного, св. Геория второй степени и св. Владимира первой степени, медали в память Отечественной война 1812 г., за взятие Парижа, а также австрийский орден Марии-Терезии. На шее – крест св. Георгия второй степени. Рядом со звездой св. Георгия – Кульмский крест. В двухдневном сражении под Кульмом в 1813 г. Ермолов принял командование русскими войсками, заменив тяжело раненого генерала А.И.Остерман-Толстого, и руководил ими до полного разгрома корпуса французского генерала Д. Вандама.
88. А. И. 3ауервейд. В манеже лейб-гвардии Кирасирского полка. 1830-е гг.
На первом плане изображен кирасир в полной зимней строевой форме, в кирасе, надетой поверх шинели, перед выездом на учение замундштучивающий оседланного с полным вьюком коня. О том, что полк гвардейский, свидетельствуют андреевские звезды на вальтрапе и пистолетных кобурах седла. В глубине слева виден унтер-офицер, разговаривающий с молодым кирасиром, сидящим на лошади. Судя по хорошо сшитой куртке и щегольской бескозырке, этот всадник юнкер, будущий офицер, которого обучает езде старослужащий “дядька”, знающий свое дело назубок.
89. В. Ш и р к ов. Сверхсрочный рядовой Ямбургского уланского полка. 1845
Герб на шапке с номером “14” позволяет установить, что перед нами сверхсрочный рядовой Ямбургского уланского полка. Старый солдат, очевидно, неграмотен, так как более сорока лет беспорочной службы, о которой говорят шевроны на левом рукаве его мундира, давали право на унтер-офицерский чин. Акварель выполнена не очень умелой рукой, но хорошо передает крепкую посадку старика с чернеными фаброй усами на морщинистом лице, а также такие детали его формы, как металлические эполеты, кисти этишкета, полосатый пояс и форму вальтрапа.
90. Т. Райт. Портрет унтер-офицера лейб-гвардии Конного полка Бондаренко. 1844
Пожилой унтер-офицер в пригнанном по фигуре колете и лихо заломленной на ухо бескозырке прослужил уже пять лет сверх положенного срока, на что указывает галунный шеврон на левом рукаве. Особенностью кирасирских колетов (мундиров) с XVIII в. до 1914 г. являлась прокладка полоски сукна полкового прикладного цвета по швам плеча и проймы, что когда-то имело цель ослабить трение краев кирасы. Медаль и крест получены за участие в польском походе 1831 г.
91. Т. Райт. Портрет рядового лейб-гвардии Конного полка. 1844
На этом рядовом кирасире казенный колет сидит не так ловко, как на унтер-офицере. Бескозырка сдвинута на ухо. В такой фуражке можно было появляться в городском расположении полка, в лагерь, но не в строю при оружии.
92. Неизвестный художник. Портрет кадета Аракчеевского кадетского корпуса. Вторая половина 1840-х гг.
Мальчик не старше двенадцати лет одет в форму солдата строевой пехоты. В левой руке он держит введенную в 1844 г. каску с султаном из черного конского волоса, на медном щитке которой выбит герб военно-учебных заведений. Грустное выражение лица этого написанного с натуры ребенка говорит о суровых условиях жизни в корпусе, где дисциплина и телесные наказания уравнивали кадетов с бесправными солдатами. Кадетский корпус, созданный на капитал, оставленный по завещанию графа А. А. Аракчеева, и доходы с его бывшего имения, находился с 1833 г. под Новгородом, а с 1866 г. – в Нижнем Новгороде и вплоть до 1917 г. носил имя Аракчеева.
93. Неизвестный художник. Портрет военного инженера полковника А.З. Теляковсвого. 1848
На нижнем шве воротника явственно видна красная выпушка, присвоенная всем чинам артиллерии, инженерных войск и Генерального штаба. Серебряный металлический прибор и пустое поле штаб-офицерских эполет говорят, что перед нами – инженер-полковник. Правой рукой офицер придерживает каску образца 1844 г. с белым волосяным султаном, данным инженерам в 1846 г. Полковник награжден орденами св. Анны и св. Станислава второй степени (на шее), св. Горгия четвертой степени, св. Владимира четвертой степени с бантом, медалями за руско-турецкую войну 1828-1829 гг. и за польский поход 1831 г., а также прусским ореном Красного орла и шведским – Меча (на груди). Ниже прикреплена пряжка за двадцать лет беспорочной службы. Под левой рукой А.З.Теляковского, позже генерал-лейтенанта, известного трудами по фортификации, – план укреплений.
94. А. И. Ладюрнер. Лейб-гвардин Саперный батальон на учебной постройке укреплений. Вторая половина 1840-х гг.
Около разложенного на бруствере плана изображены два инженер-генерала в сюртуках, опоясанные шарфами, в касках, и штаб-офицер в фуражке. Спиной к зрителю стоит обер-офицер в полной зимней форме, перед ним – унтер-офицер в летней форме. На заднем плане слева показана группа саперов, большая часть которых одета в бескозырки и рабочую белую холщовую одежду. В руках у них топоры и лопаты. На первом плане справа видна плетеная корзина из ивовых прутьев без дна – так называемая тура. Наполненная землей тура служила для защиты от выстрелов противника. Слева изображены лежащие на земле фашины – связки хвороста для мощения дорог и заваливания рвов перед штурмом.
95. Г. Ш в а р ц. Унтер-офицеры лейб-гвардии Финляндского полка на фоне лагеря. 1849
Группа пожилых унтер-офицеров расположилась на привал рядом с лагерем под Красным Селом. Все слушают тамбурмажора, опирающегося на жезл-булаву. Он изображен в походном мундире без эполет, с закрытым бортом, отчего не видна его расшитая тесьмой грудь. Тамбурмажор – самый заслуженный из собравшихся, что видно по четырем шевронам, по трем медалям и кресту на груди. На немолодом лице явно нафабрены усы и баки. Крайний справа унтер-офицер, присевший на пень, скинул с плеч ранец, снял каску и набивает трубку из кисета. В группе присутствуют два музыканта: справа – мальчик-флейтщик, слева – пожилой горнист. В глубине справа показаны движущиеся по дороге войска.
96. А. Гебенс. Сцена в лагере под Красным Селом. 1849
Образец военно-бытовой живописи середины XIX в. Справа изображены двое солдат, играющих в шашки, и двое наблюдающих за игрой. Трое из них одеты в лагерную нестроевую форму – бескозырки и шинели поверх рубах, хоть на время избавлявшую от тесных мундиров. У сидящего спиной к зрителю солдата отчетливо виден покрой форменной шинели с пятью складками на спине, затянутыми клапанами с пуговицей. Такие шинели с очень незначительными изменениями в высоте воротников и количестве пуговиц существовали с 1802 по 1856 г. Стоя следит за игрой солдат в строевой форме: в мундире, каске и с тесаком. Вероятно, это дневальный, обходящий избы, где расположились его товарищи. По мундиру с белыми выпушками вокруг лацкана и на обшлагах узнаем, что перед нами гвардейцы-измайловцы. В левой части черноусый солдат-щеголь, покуривая трубку, заговаривает с двумя деревенскими красавицами.
97. А. Г е б е н с. Смена караула лейб-гвардии Измайловского полка у Зимнего дворца. 1850
Каждый строевой прием в русской армии отрабатывался изнурительной муштрой до почти цирковой ловкости. В данной сцене изображено, как по команде разводящего новый часовой принимает караульный тулуп от сменяемого им товарища. Держа ружье за „шейку”, он ныряет левой рукой в освободившийся рукав тулупа, в то время как сменяемый солдат, выступая из-за спины нового часового, поспевает скинуть и подсунуть ему второй рукав.
98. Неизвестный художник. Штаб-офицер и рядовой Нижегородского драгунского полка.1825
До 1829 г. полк имел обмундирование, общее для всех драгун, с присвоенным ему приборным цветом. В 1829 г. по распоряжению Николая 1 в частях Кавказского корпуса были введены нелепые кивера, обтянутые бараньим мехом. Они были отменены в 1842 г., и до введения в 1848 г. шапок нового образца носили фуражки. В остальном обмундирование сохранилось такое же, как в центральной России. М. Ю.Лермонтов, состоявший в Нижегородском полку с весны до осени 1837 г., должен был сшить себе такую форму для официальных представлений и парадов, хотя в условиях кавказской службы, конечно, обходился фуражкой и сюртуком с шашкой на чересплечной портупее.
99. Г.Г. Гагарин (?). Портрет майора пехоты Отдельного Кавказского корпуса. 1848-1855
Обращает внимание молодость этого штаб-офицера и, хотя пехота Кавказского корпуса почти непрерывно участвовала в боевых дейстиях, наличие на его груди ордена св. Анны третьей степени без банта, то есть полученного за “мирную службу”. Естественно предположить, что этот офицер, только что получив чин капитана в гвардии, переведен в армейский полк на Кавказе чином майора. Такое предположение подтверждает щегольский покрой мундира – полукафтана с белой подкладкой и новенькие эполеты. Полукафтан, сменивший мундир фрачного типа, имеет вид однобортного сюртука, почти доходящего до колена. Такую форму пехота Кавказского корпуса носила с 1848 по 1855 г.
100. А. Овнатанян. Портрет капитана Алшеронского пехотного полка М.Б. Бучкиева. 1854
Кавказский уроженец, капитан прославленного в боевых летописях Апшеронского пехотного полка Бучкиев был известен редкой храбростью. Недаром его грудь украшают помещенные, правда, в обратном правилам порядке ордена св. Георгия четвертой степени и св. Анны третьей степени с бантом. Командуя Пятигорским пехотным полком, полковник Бучкиев пал в бою под стенами Карса в 1877 г. сорока девяти лет от роду.
101 А. И Шарлемань. Портрет юнкера лейб-гвардии Коннго полка А.А. Вонлярлярского. 1852
Форменная одежда юных дворян, начинавших службу юнкерами в полках, несколько отличалась от солдатской. С первого дня они носили унтер офицерские галуны на воротнике и обшлагах мундира. Качество сукна и пошива зависело от имущественного положения военного. Вонлярлярский изображен в полной парадной строевой форме: с привинченной к каске золоченой фигуркой орла, в латунной кирасе, в колете, перчатках с крагами, лосинах и ботфортах. Конь вороной масти, присвоенной конной гвардии, несомненно, является собственностью юнкера. Он идет “на сборе” сдерживаемый строгим мундштуком. Седло с полным вьюком под заказным вальтрапом.
102. Б. Шенхард. Портрет прапорщика Тифлисского егерского полка. 1850
Молодой офицер изображен в полукафтане. Первыми в русской армии мундиры такой покроя получили в 1848 г. войска Отдельного Кавказского корпуса. Темно-зеленые обшлага и воротник с красными выпушками свидетельствуют о принадлежности к легкой пехоте, а светло-синий цвет эполет – о том, что офицер служит в егерском полку, числящимся первым в своей дивизии. Номер дивизии, обозначенный на эполетах, “21”. С 1845 г. такую форму носили чины Тифлисского егерского полка.
103. Неизвестный художник. Портрет генерал-лейтенанта ополчения. 1855-1856
Всё обмудирование – кафтан, шаровары и фуражка с кокардой и крестом, установленным для ополчения в 1812 г., сшито из серого сукна. Соответственно чину генерал-лейтенанта – эполеты золотые с тремя звездочками. Сабля – на портупее черной лаковой кожи. На груди генерала -звезды св. Анны первой степени с лентой через плечо и св. Владимира второй степени; на шее – кресты св. Владимира второй степени и св. Станислава – первой, на колодке – орден св. Георгия четвертой степени, медаль за русско-турецкую войну 1828-1829 гг.. за польский поход 1831 г. и крест “За военные заслуги” того же года. Генерал, судя по его форме, перешел из статской службы, где имел чин тайного советника.
104. Г. В и л л е в а л ь д е. Портрет генерал-фельдмаршала М. С Воронцова. 1856
Наместник Кавказа князь Воронцов одет в общегенеральскую форму. введенную в 1855 г.: мундир-кафтан с традиционным золотым шитьем, красные брюки с золотыми лампасами, каску с белыми, черными и оранжевыми петушиными перьями. На генерал-адъютантских эполетах- скрещенные фельдмаршальские жезлы и вензель Александра 1, при котором Воронцов вступил в свиту. Костюм дополняют золотой аксельбант и шарф без кистей, введенный в 1855 г. На груди генерал-фельдмаршала андреевская лента, звезды орденов св. Андрея Первозванного, св.Георгия, св. Владимира, на шее – портрет Николая 1 в алмазном обрамлении и крест св. Георгия второй степени. Ниже, на колодке, ордена св. Георгия четвертой степени и Марии-Терезии, ряд медалей. Еще ниже – знак “За 50 лет беспорочной службы”. Правее, на камне, изображены карта Кавказа и отделанный золотом и эмалью фельдмаршальский жезл. Портрет был выполнен для Малого Фельдмаршальского зала Зимнего дворца.
105. Неизвестный художник по рисунку К.К. Пиратского.Формы нижних чинов армейской кавалерии. После 1869 г.
В группе справа налево изображены каргопольский драгун (стоит, повернувшись спиной), два александрийских гусара, один из которых – музыкант, судя по красному султану. Далее стоят литовский улан, драгун и волынский улан с пикой. Два всадника – гусар и драгун, на заднем плане – конноартиллерист. Все они принадлежат к 3-й легкой кавалерийской дивизии.
106. Неизвестный художник по рисунку К. К. Пиратского. Формы офицеров и нижних чинов армейской пехоты и артиллерии. 1860-е гг.
Номера на погонах говорят, что изображены чины 12-й пехотной дивизии и приданной к ней 12-й полевой пешей артиллерийской бригады. Слева – группа, состоящая из фельдфебеля, артиллериста с банником, пехотинца и музыканта с красным султаном на кепи и “крыльцами” на плечах. В глубине группа штаб- и обер-офицеров всех четырех полков дивизии и артиллерийской бригады. Характерен покрой офицерского пальто с низко прорезанными карманами и двумя рядами пуговиц, доходящих до бедер.
107. Неизвестный художник по рисунку К. К. Пиратского. Формы нижних чинов Отдельного Кавказского корпуса. I860
Изображены несколько групп нижних чинов прославившейся боевыми заслугами на Кавказе 20-й пехотной дивизии. На нервом плане стоят: унтер-офицер – знаменщик с георгиевским знаменем, барабанщик и трое рядовых, крайний слева – в одном из вариантов походной формы (шинель надета внакидку поверх ранца). Среди стоящих вдали – группа артиллеристов 20-й пешей артиллерийской бригады, приданной этой дивизии. Новинкой для того времени являлись солдатская шинель с отложным воротником и брюки, заправленные в сапоги для похода.
108. Неизвестный художник по рисунку К. К. Пиратского. Формы офицеров и казаков Кубанского и Терского войск. 1860-е гг.
Наряду с черкесками, бешметами, папахами и бурками, заимствованными у горцев для офицеров Кубанского и Терского казачьих войск, существовали, как явствует из литографии, шинели, пальто, кепи, присвоенные всем войскам. Длинные панталоны на штрипках носили навыпуск или заправляли в горские легкие сапоги под колено.
109. Неизвестный художник. Портрет генерал-лейтенанта Донского казачьего войска.1867
Генерал-лейтенант изображен в мундире каачьего покроя (с застежкой на крючки посередине груди) с эполетами, с серебряным галуном на воротнике и на портупее, что говорит о службе в конных полках (артиллерийским батареям всех казачьих войск было положено иметь золотой прибор). На груди военного – звезда и знак ордена св. Владимира второй степени с мечами, звезда с короной ордеча св. Анны первой степени, анненская лента, а также знак ордена св. Станислава первой степени, польский крест “За военные заслуги” 1832 г. и орден св. Георгия четвертой степени с надписью: “За 25 лет”. Из медалей ясно видны награды за войну 1853-1855 гг. и за юльскую кампанию 1863 г. На золоченом эфесе шашки казачьего образца – георгиевский темляк.
110. Э. Г а у. Караул лейб-гвардии Казачьего полка в Зимнем дворце. 1866
Караул выстроен в Фельдмаршальском зале близ двери в Министерский коридор. На правом фланге отделения – трубач и стоящий в профиль обер-офицер. На белых портупеях лядунок караульных чернеют сумочки для пистонов. Справа, у двери в Петровский зал – парный пост казаков с ружьями за спиной на погонных ремнях, одетых по-казачьи через правое плечо.
111. Э. Гaу. Караул лейб-гвардии Конного полка в Зимнем дворце. 1866
Изображен караул лейб-гвардии Конного полка, выстроенный в зале батальной живописи на первой запасной половине Зимнего дворца. Для дворцовой караульной службы кавалергарды и конногвардейцы надевали поверх колетов алые супервесты (безрукавки) с изображением андреевской звезды у первых и двуглавого орла у вторых.
112. Э. Г а у. Часовые лейб-гвардии Павловского полка и Зимнем дворце. 1869
По Церковной лестнице сходят двое рядовых Павловского полка с разводящим унтер-офицером. Хорошо видны традиционные шапки-гренадерки этого полка и покрой свободно сидящих мундиров и брюк.
113. П.П. 3аболотский. Портрет генерала от артиллерии В.М. Шварца. 1875
О принадлежности к конной артиллерии говорят кавалерийский тип эполет и форма обшлага мундира “со стрелкой”. О генерал-адъютантском звании свидетельствуют вензеля царя на эполетах и золотой аксельбант. Высшие ордена военного, очевидно, св. Александра Невского и св. Владимира второй степени, звезды которых с трудом угадываются на затененной левой стороне груди. Рядом со звездами – знак беспорочной службы, выше – ордена св. Георгия четвертой степени, св. Анны третьей степени и медали. На шее – орден Белого орла. На правой стороне груди – кресты св. Владимира второй степени, св.Станислава первой степени и прусский мальтийский. Над аксельбантом приколота звезда австрийского ордена Железной короны
114. Н.Д. Дмитриев-Оренбургский. Сдача Плевны ее комендантом Османом-пашой. 1887.
Фрагмент Хорошо видны детали повседневной походной формы высших чинов русской армии 1870-х гг.: сюртуки с погонами, “старшим” орденом и аксельбантами, брюки с лампасами, заправленные в сапоги со шпорами, и сабли. Изображены справа налево: военный министр Д.А.Милютин, начальник штаба главнокомандующего А. А. Непокойчицкий и министр двора А. В. Адлерберг.
115. В. Д. Поленов. Этюд к картине “Главная квартира в Берестовце”. 1883
На унтер-офицерское звание указывают нашивки поперек погон и пуговицы на клапанах воротника. Башлык заправлен колпаком под воротник шинели сзади, и лямки его, перекрещенные на груди, пропущены под поясной ремень.
116. П. О. Ковалевский. Отстал. 1884
Видна полная выкладка пехотинца 1870-х гг. на походном марше.
117. К. Е. М а к о в с к и й. Портрет поручика лейб-гвардии Гусарского полка графа Г.А. Бобринского. 1879
Поручик изображен в венгерке синего сукна, сшитой наподобие ментика, но отороченной не бобром, а черной мерлушкой. На эфесе сабли темляк ордена св. Анны четвертой степени “3а храбрость”. Г. А. Бобринский был смертельно ранен в бою 30 ноября 1877 г.. портрет его написан по фотографии
118. В. В. М а з у р о в с к и й. Парад на Марсовом поле 23 ноября 1878 г. (5-я батарея гвардейской конно-артиллерийской бригады)
Смотр-парад 5-й батареи гвардейской конно-артиллерийской бригады происходил на Марсовом поле 23 ноября 1878 г. после возвращения ее из Забалканского похода. Перед церемониальным маршем шестиорудийная батарея выстроена тылом к Мойке. Отчетливо видно, что представляло собою осенью Марсово поле, все в колеях и лужах, подернутых ледком.
119. С.Ф. Александровский. Унтер-офицер лейб-гвардии Московского полка Петр Петров. 1886
Портреты нижних чинов русской армии – георгиевских кавалеров (№ 119-121) – выполнены академиком С. Ф. Александровским в Петербурге в связи с открытием в 1886 г. монумента в намять русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
120. С. Ф. Александровский. Вахмистр лейб-гвардии Гродненского гусарского полка Иван Бабич.1886
121. С.Ф. Александровский. Вахмистр 35-го драгунского Белгородского полка Архип Петровский.1886
122. А. Детайль. Барабанщик лейб-гвардии Павловскою полка. 1884
В подробностях изображены амуниция барабанщика – лямки ранца, перевязь барабана и поясной ремень белой юфти, “крыльца” из желтой тесьмы, а также вооружение – тесак и револьвер системы “Смит-Вессон” на красном шнуре. Сапоги со многими “сборами”, явно сшитые по индивидуальному заказу.
123. Н. Тюрин. Портрет отставного генерала Терского казачьего войска В. А. Волоцкого 1897
Воротник бешмета военного обшит серебряным галуном с зигзагом, присвоенным генералам. Борта бешмета и портупея шашки также отделаны серебряным кавказским галуном, газыри украшены черненым серебром, как и рукоять кинжала. На шее генерала – орден св. Владимира третьей степени, на груди – звезда св. Станислава первой степени. С 1815 по 1896 г. отставленные “с мундиром” генералы и офицеры не имели права носить эполеты и погоны.
124. Неизвестный художник. Рядовой лейб-гвардии Конного полка на карауле в Зимнем дворце. 1881 – начало XX в.
С 1881 г. военные чины получили разрешение носить бороду, независимо от рода войск и чина.
125. Н. П. Богданов-Бельский. Портрет генерала от инфантерии. Около 1910г.
Генерал от инфантерии служит в стрелковых частях, о чем свидетельствуют отсутствие звездочек на золоченых погонах и малиновый цвет выпушек и подкладки тужурки. Под тужуркой виден белый жилет с гербовыми пуговицами. На шее генерала – крест св. Владимира второй степени.
126. Л. В. Попов. Взяты. 1904. Фрагмент
Двое немолодых офицеров армейской пехоты одеты в двубортные летние кителя с металлическими пуговицами и галунными погонами, какие носили офицеры всех родов войск с 1860-х по 1907 г. Качество пошива кителя столичного гвардейца или армейского прапорщика, разумеется, было различно. Несколько менялся от десятилетия к десятилетию и покрой – высота воротника, ширина рукавов, высота талии.
127. Неизвестный художник. Дворцовый гренадер. Конец XIX – начало XX в.
До начала первой мировой войны продолжали нести почетную службу в пышной парадной форме чины роты дворцовых гренадер.
128. Неизвестный художник. Портрет генерал-адъютанта графа П. Л. Шувалова. Около 1900 г.
Предметом обмундирования, резко выделявшим членов царской свиты (помимо особого шитья) являлась парадная белая барашковая шапка с красным дном и андреевской звездой под кокардой. Орденские знаки изображенного таковы: звезды св. Андрея Первозванного с голубой чересплечной лентой, св. Владимира первой степени (бант его ленты с крестом выпущен из-под шарфа) и св. Александра Невского. Рядом с ними, ближе к середине груди, располагаются знаки “50 лет беспорочной службы” и свиты Александра III, крест – знак Общества спасения на водах. На другой стороне груди – ордена св. Александра Невского, св. Владимира второй и третьей степеней, Мальтийский крест. К колодке прикреплены ордена св. Георгия четвертой степени, св. Владимира четвертой степени с бантом, св. Анны третьей степени с бантом, св.Станислава третьей степени с бантом и ряд медалей, первая из которых дана за войну 1853-1856 гг., а также иностранные награды – от французского креста Почетного легиона до румынского “За военные заслуги”. Кресты на шее – св. Георгия третьей степени и прусский – “За заслуги”. На золоченом эфесе шашки – крест св. Георгия и георгиевский темляк.
129. Э. Л и п г а р т. Портрет корнета лейб-гвардии Гусарского полка П.М.Раевского. 1913
Ментик надет “по-праздничному” – в рукава (бальная форма), обшит бобровым чехом. Шапка также бобровая. Галуны – гусарского рисунка зигзагом. Чин определяется двумя гомбами (кольцами) со звездочками на плечевых шнурах. На груди корнета – сербский орден св. Саввы. П.М.Раевский – прямой потомок героя 1812 г. Н.Н.Раевского.
130. В. И. Ш у х а е в. Ротмистр Г. А. Сухин. 1916
На примере трех подготовительных рисунков к портрету офицеров 4-го гусарского Мариупольского полка, выполненных В. И. Шухаевым в 1916 г., видно то разнообразие, которое допускалось в форменной одежде времени первой мировой войны. Ротмистр Сухин одет в фуражку защитного сукна, гимнастерку солдатского образца с галунными погонами. К поясу-ремню офицерского образца крепятся револьвер и футляр для походного стакана (?). Шашка – на плечевой ременной портупее. В руках офицер держит полевую сумку с планшетом.
131. В. И. Ш у х а е в. Корнет Светланов. 1916
На рисунке хорошо виден покрой офицерских галифе, широких вверху и сильно зауженных книзу.
132. В. И. Ш у х а е в. Ротмистр Вольский. 1916
Френч с полковым знаком на левом кармане, форменные краповые чакчиры с галунными лампасами и гусарские короткие сапоги-ботики с характерным разрезом верхней части голенища и кокардами составляют костюм ротмистра Вольского. Он дополнен биноклем, планшетом и шашкой на портупее. Характерная бытовая деталь времени – пенсне.
133. П. М. Шухмин. Приказ о наступлении, 1927
На картине изображена характерная одежда красноармейцев в первые годы гражданской войны. Мы видим здесь и шинели мирного времени с цветными клапанами на воротниках, и шинели без клапанов, папахи с нашитыми красными лентами. Широко использовалось также сочетание элементов военного и штатского костюмов. Франтовато одет командир, читающий приказ. На нем бекеша с башлыком, на голове красная гусарская фуражка, кавалерийские галифе при высоких сапогах. Рядом с ним комиссар в характерных фуражке и тужурке.
на главную к содержанию далее