53. Неизвестный художник. Портрет военного инженера. После 1817 г.
Портрет исполнен не ранее 1817 г., о чем свидетельствует однобортный мундир, введенный в этом году для всех военных инженеров. Однако, несмотря на моложавое лицо, этот офицер успел принять участие в боевых действиях против французов, о чем говорят полученные им ордена: прусский крест «За заслуги» — на шее, а на груди — св. Владимира четвертой степени с бантом, медаль в память Отечественной войны 1812 г. и пряжка с миниатюрным изображением золотой шпаги «За храбрость».
54. Л. Ризенер. Портрет офицера лейб-гвардии Гусарского полка П.П. Лачинова. До 1814г.
В портрете обращает на себя внимание накинутая на левое плечо изображенного шкура барса с крупной золоченой круглой застежкой. Эта деталь формы, присвоенная при Павле I одним только гвардейским гусарам, позволяет датировать портрет. Ношение барсов было запрещено в 1814 г., вскоре после возвращения из заграничного похода. Лачинов — участник войн 1807-1814 гг. Он награжден прусским орденом «3а заслуги», а также серебряным солдатским Георгиевским крестом, вопреки правилам помещенным «старше», то есть ближе к середине груди, чем орден св. Владимира четвертой степени.
55. Неизвестный художник. Тамбурмажор лейб-гвардии Саперного батальона. 1815-1816
Должность тамбурмажора, заимствованная у французской армии, введена в русских войсках в 1815 г. и упразднена в 1881 г. Являясь фельдфебелем команды барабанщиков, флейтистов и горнистов своей части, тамбурмажор подавал знак начинать и кончать «шаговую музыку» сигналами своего жезла, украшенного сверкающим набалдашником и увитого галуном с кистями. На ходу тамбурмажор подбрасывал и ловил свой жезл, проделывал им различные фигуры в воздухе. Чем артистичнее он владел своим искусством, тем выше ценило его начальство. Мундир тамбурмажора щедро расшивали тесьмой и галунами на груди и рукавах, эполеты делали по типу генеральских, но галуны имели продольную красную полоску. В гвардейских частях отделка мундира была золотой, в армейских — серебряной.
56. Неизвестный художник. Кадет унтер-офицер 1-го кадетского корпуса. 1817-1822
Подросток, одетый в полную форму, изображен бравым красавцем. В действительности тяжелый кивер, узкий мундир, тесные краги твердой кожи, тяжелая амуниция, тесак и ружье делали мучительными многочасовые строевые занятия кадетов.
57. Неизвестный художник. Рядовой лейб-гвардии Саперного батальона. 1815-1816
Помимо ружья, тесака и патронной сумы сапер нес на себе в походе скатанную шинель, полный необходимого имущества ранец с жестяной манеркой (флягой для воды) и лопату или другой шанцевый инструмент, что составляло в целом до сорока килограммов веса.
58. А.И. 3ауервейд. Обер-офицер Кавалергардского полка. 1820-е гг.
Обер-офицер Кавалергардского полка в парадной форме проезжает около Конногвардейского манежа. На втором плане, у решетки, ограждающей засыпанный позже канал, стоят еще два кавалергарда. Один — в колете и бескозырке, второй — в вицмундире и шляпе. Отметим, что шляпа одета «в поле», то есть углом вперед, как было положено чинам свиты, адъютантам военным инженерам.
59. Неизвестный художник. Офицер и рядовой Елизаветградского гусарского полка (1825 год). 1850
Казенное приукрашенное изображение, сделанное для императора Николая I, дает, однако, представление о сложности и неудобстве форменной одежды, которую солдат должен был содержать в щегольском порядке. Цвета обмундирования указывают, что перед нами изображены гусары Елизаветградского полка.
60. Неизвестный художник. Офицер и унтер-офицер Сибирского гренадерского полка (1825 год). 1850
В акварели отчетливо видно неестественное напряжение стойки перед начальством пехотного солдата, отягченного скаткой, ранцем и вооружением, а также его нелепый кивер, султан которого не должен был колебаться на марше. Костюм пехотного штаб-офицера, которому полагалось в строю схать верхом, отличался от формы обер-офицеров «густыми» эполетами и ботфортами со шпорами.
61.Неизвестный художник. Офицер и рядовой Кабардинского пехотного полка (1825 год). 1850
Акварель даст возможность представить, насколько одежда и амуниция полка, служившего на Кавказе, была неприспособлена к ведению военных действий в горах.
62. Неизвестный художник. Обр-офицер гренадерского полка. 1824
Одна из многочисленных учебных картинок начала XIX в. показывает требуемое уставом и начальниками — «мастерами фрунтового акробатства» — положение тела офицера на церемониальном марше.
63. Неизвестный художник. Унтер-офицер гвардейской артиллерии. 1823- 1825
Все приемы оружием, исполняемые по команде, отрабатывались при обучении «по темпам», что должно было придать фронту «единообразие и красоту». Обучение этим приемам ежедневно занимало по многу часов, превращая людей в подобие механизмов.
64. В.Ф. Тимм. Восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади. 1853. Фрагмент
Картина, выполненная по заказу Николая 1 для подарка офицерам гвардейского Конного полка, была первым живописным полотном на тему 14 декабря 1825 г. Главное внимание в ней, естественно, уделено изображению верных императору войск и прежде всего — Конной гвардии. Не только на полотне, но и в действительности, именно так стройно, плечом к плечу, выезжали на Сенатскую площадь эти отборные всадники. Муштра десяти послевоенных лет сделала свое дело — конногвардейцы, покорные приказу Николая I, атаковали в этот день своих собратьев — солдат-декабристов, руководимых противниками рабства и самодержавия. На первом плане — карьером возвращающийся во дворец придворный берейтор, отвозивший приказ Николая I другим частям, спешит на площадь для подавления восстания.
65. М. Крылов. Портрет флигель-адъютанта, полковника лейб-гвардии Конного полка графа А. С. Апраксина. 1827
Одетый в форму лейб-гвардии Конного полка, этот штаб-офицер изображен с золотым аксельбантом и вензелем императора на эполетах, что говорит о его принадлежности к свите Николая I и о том, что он продолжает служить в своей части. Об участии Апраксина в кампаниях 1813-1814 гг. свидетельствуют ордена св. Анны второй степени и прусский «За заслуги» — на шее, на кирасе — св. Владимира четвертой степени, медаль за взятие Парижа и Мальтийский крест. Ниже расположен черный с белой каймой Кульмский крест. На клинке палаша в медальонах, окруженных золотым орнаментом, вытравлены названия боев, в которых участвовал Апраксин. В форму кирасирских полков, к которым относился Конногвардейский, входили показанные на портрете перчатки с крагами и каски с гребнем из черного конского волоса. Отметим, что до 1832 г. офицерам кирасирских полков запрещалось носить усы.
66. Д. Д о у. Портрет генерал-адъютанта князя А.С. Меншикова. 1826 (?)
Генерал-адъютант Александра I и Николая I светлейший князь Меншиков — правнук сподвижника Петра I А.Д. Меншикова. В молодые годы отличался большой храбростью, был дважды ранен, но оказался бездарным главнокомандующим в Крымскую войну 1853-1856 гг. На портрете изображен сорокалетний генерал в вицмундире и короткой бурке на фоне лагеря в предгорье. Шляпы, надетые углом вперед, носили чины императорской свиты, адъютанты, офицеры Генерального штаба, инженеры. Шляпа Меншикова украшена генеральским плюмажем из черных, оранжевых и белых петушиных перьев. На груди его звезды орденов св. Владимира второй степени, св. Анны первой степени и шведского Серафима, медаль в память 1812 г и кресты — австрийский Марии-Терезии и шведский — Полярной звезды.
67. Неизвестный художник. Портрет полковника Тираспольского конно-егерского полка. 1827-1828
Желтый клапан воротника, обшлага и выпушки имел один Тираспольский конно-егерский полк. На груди полковника — кресты орденов св. Георгия и св. Владимира четвертой степени, золотой крест за штурм турецкой крепости Базарджик в 1810 г., медали в память Отечественной войны 1812 года и за взятие Парижа. Портрет датируется временем между октябрем 1827 г., когда для всех чинов кавалерии, кроме кирасир, были введены эполеты с «чешуйчатой шейкой», и декабрем 1828 г., когда было приказано обозначать на пуговицах номера, что, разумеется, удалось выполнить много позднее. В январе 1827 г. было введено обозначение офицерских чинов звездочками на эполетах, но поскольку на эполетах изображенного офицера чистое поле, очевидно, что перед нами портрет полковника, эполеты которых не имели звездочек. Усы драгунам, конно-егерям и конно-артиллеристам разрешено носить с 1820 г.
68. А.И. 3ауервейд. Два капитана лейб-гвардии Московского полка. 1827-1828
В феврале 1826 г в русской армии были введены зимние темно-зеленые брюки без краг, в январе 1827 г. введены звездочки на эполетах, а в апреле 1828 г. — нового типа кивера, значительно отличавшиеся от тех, что изображены на полотне. Следовательно, перед нами два капитана, написанные в 1827-1828 гг. При этом офицер, стоящий слева, является адъютантом, что видно по аксельбанту.
69. Неизвестный художник. Казак Донского войска. 1832
На литографии из серии, показывающей цвета обмундирования конных полков казачьих войск, их вооружение и масти лошадей, изображен рядовой 1-го Донского полка. Присвоенные донцам еще в XVIII в. синий кафтан и шаровары с красным приборным сукном сохранились за ними до 1914 г.
70. Е. Рейтерн. Портрет рядового лейб-гвардии Павловского полка. 1832
Художник Е. Рейтерн, близкий друг В. А. Жуковского, в прошлом — боевой офицер, потерявший в битве под Лейпцигом правую руку, с любовью нарисовал несколько портретов солдат-гвардейцев. В гвардейском Павловском полку, единственном в русских войсках, вплоть до 1914 г. носили введенные еще в XVIII в. шапки-гренадерки с медным налобником. Такие шапки, многие из которых были прострелены в боях, упоминает А.С.Пушкин во вступлении к поэме «Медный всадник». Вероятно, для того чтобы позировать художнику, солдат особенно тщательно нафабрил и расчесал усы.
71. Е. Рейтерн. Портрет рядового лейб-гвардии Семёновского полка К. Екименко. 1832
Рядовой Екименко позирует в свободной позе, опираясь на дуло ружья. На груди его, на скрещении белых ремней тесака и патронной сумы видим крест и медаль, данные за участие в польском походе в 1831 г. Обозначенный в подписи рост солдата — 2 аршина 11 вершков равен 1 м 91 см.
72. Е. Рейтерн. Портрет рядового лейб-гвардии Семёновского полка А. Копытова. 1832
Молодой солдат гвардейской пехоты стоит, держа ружье и кивер по команде «на молитву». Мундир надет пo-походному, с закрытым лацканом. На чехле кивера, сделанного из окрашенной масляной краской парусины, выведены буквы, обозначающие 1-ю гренадерскую роту.
73. К. К. Пиратский. Рядовой лейб-гвардии Саперного батальона. 1834
В походе, а часто и в казарме длинная шинель служила солдату и подстилкой, и одеялом. Обшлага шинели кроили таким образом, чтобы по мере надобности их можно было укорачивать или удлинять для защиты кистей рук от зимнего холода. Солдат изображен на походе, в кивере под чехлом, с надписью: » 1.С. Р.» (1-я саперная рота). У ног его лежит ранец с пристегнутым к нему ломиком.
74. А. И. Ладюрнер. Гербовый зал Зимнего дворца. 1834
Вид Гербового зала написан вскоре после завершения убранства интерьера по проекту О. Монферрана. На первом плане слева изображен министр двора князь П. М. Волконский с жезлом в руке. Он одет в форму дворцовых гренадер — особой роты, сформированной в 1827 г. из наиболее заслуженных, обладавших красивой внешностью нижних чинов гвардии, для несения караульной службы во дворце. Перед Волконским стоят трое офицеров этой роты. Правее группа гренадер, медвежьи шапки которых напоминают форму старой гвардии Наполеона I. Мундиры расшиты галунами на груди, воротниках и обшлагах. Возле дверей расположилась группа придворных дам в «русских» платьях, введенных Николаем I в том же 1834 г. для фрейлин и других особ, состоявших при императрице и великих княгинях.
75. Неизвестный художник. Портрет корнета Владимирского уланского полка. Около 1832 г.
Принадлежность этого офицера к Владимирскому уланскому полку определяется номером «13» на гербе шапки, данном этой части в марте 1832 г., а также особенностями формы одежды. Награды, которые имеет корнет, таковы: солдатский георгиевский крест (очевидно, полученный еще в бытность его юнкером), «дворянская» медаль в память Отечественной войны 1812 г., медаль за русско-турецкую войну 1828-1829 гг.
76. Л. А. Белоусов. Штаб-офицер гвардейских инженеров, обер-офицер гвардейского Генерального штаба и гвардейские адъютанты. Вторая половина 1830-х гг.
Слева, в летних белых брюках, со свернутым в трубку листом бумаги в руке стоит штаб-офицер гвардейских инженеров. На светло-сером коне сидит обер-офицер, гвардейский адъютант, числящийся по кавалерии, что видно по типу его эполет, за ним — обер-офицер гвардейского Генерального штаба. Принадлежность всех троих к гвардейскому корпусу показывает шитый серебром кант по краю воротников и на обшлагах мундиров.
77. Л.А. Белоусов. Рядовой Кексгольмского гренадерского (императора австрийского) полка. 1830-е гг.
Возле караульной будки изображен часовой Кексгольмского гренадерского полка. Он прохаживается, держа ружье «под курок». Позади него на стойке лежит барабан и на «сошках» — ружья свободных от караула солдат. За балюстрадой, отделяющей галерею гауптвахты от платформы часового, видны гренадеры и барабанщик, курящий трубку.
78. Л. А. Белоусов (?). Обер-офицер и рядовые конно-артиллерийской бригады. 1839
На литографии изображено, как расчет конно-артиллерийской легкой батареи заряжает шестифунтовую бронзовую пушку. За рядовыми наблюдает всадник — командующий расчетом обер-офицер. В конной артиллерии во все время ее существования вооружение, а также форма одежды были сходны с драгунской за исключением черного прикладного бархата у офицеров и сукна у нижних чинов с красными выпушками на воротниках и обшлагах мундиров. У артиллериста, прочищающего банником канал орудийного ствола, хорошо видны этишкетный шнур, охватывающий шею и пристегнутый «костыльком» к киверу, металлические эполеты, лядунка и рейтузы, подшитые кожей «в шагу», как у рядовых всей армейской кавалерии.
79. Л.А. Белоусов. Штаб-офицер, рядовые и трубач 1-й кирасирской дивизии. 184()
Изображены чины армейских кирасирских полков, форма которых немногими деталями отличалась от гвардейских кирасир. Отметим отсутствие распространенной в столице моды на подрезанные хвосты лошадей.
80. Л.А. Белоусов. Рядовые лейб-гвардии Финского стрелкового батальона. 1830-е гг.
16 июля 1829 г. к гвардейскому корпусу причислили лейб-гвардии Финский стрелковый батальон, переименованный из Финского учебного стрелкового батальона. Ему была присвоена форма одежды легкой пехоты.
81. П.Е. Заболотский. Портрет унтер-офицера лейб-гвардии Московского полка Андреева. 1836
В 1830-1840-х гг. появляется ряд портретов, создающих образ солдата — выходца из народа, обреченного на нелегкую военную долю. Таков портрет унтер-офицера 2-й гренадерской роты гвардейского Московского полка Андреева, изображающий, в отличие от образцовой картинки — таблицы форм, не молодцеватого военного, а заслуженного старого человека, у которого нет другого пристанища, кроме казармы. На груди Андреева медали в память Отечественной войны 1812 г. за взятие Парижа и за участие в польской кампании 1831 г. На левом рукаве нашиты шевроны из тесьмы и галуна, свидетельствующие о солидном возрасте изображеного и о том, что он давно мог бы уйти в отставку (ему около шестидесяти лет от роду). Одет ветеран в летнюю строевую походную форму: лацкан на мундире не отвернут, на лежащем справа кивере надет чехол с обозначением 2-й гренадерской роты. Рядом с Андреевым — походный ранец с манеркой. На лице и в позе — печать усталости.
82. Неизвестный художник. Портрет полковника лейб-гвардии Измайловского полка П. Д. Норова. Между 1832-1836 гг.
Что перед нами офицер гвардии, показывают андреевские звезды на чепраке. Время исполнения портрета помогает определить, с одной стороны, тот факт, что усы офицерам пехоты было разрешено носить с июня 1832 г., с другой — то, что в ноябре 1836 г. в гвардейской пехоте приказано иметь подпруги офицерских седел с красными и зелеными полосами, в то время как на портрете изображены подпруги еще красные с белым. Фуражка, воротник сюртука, эполеты и чепрак у офицеров Измайловского и Павловского полков были одинаковы. Но на обороте холста стоит старая надпись: «Noroff» Это позволяет утверждать, что портрет изображает полковника Измайловского полка П. Д. Норова, награжденного в январе 1832 г. орденом св. Анны второй степени. Отметим щегольский покрой сюртука с модной в то время сильно затянутой высокой талией и расходящимися вверх двумя рядами пуговиц. Коротко обрезанный хвост коня — дань моде того времени.
83. П. Е. Заболотский. Портрет корнета Клястицкого гусарского полка Н. А.Томилова. 1837 С 1834 г.
Николай I приказал всем чинам гусарских полков носить ментики не на левом плече, как было до того, а за спиной. Перед нами обер-офицер, о чем свидетельствует незначительная ширина галуна на воротнике и обшлагах доломана. Штаб-офицерам галун полагался в полтора раза шире, у генералов он закрывал весь воротник. На портрете представлен корнет Н.А. Томилов, сын А.Р.Томилова, друга и покровителя О.А. Кипренского и многих других русских художников.
84. А. Клюндер. Портрет полковника лейб-гвардии Гусарского полка Н. И. Бухарова. 1838
Полковник одет в вицмундир с особым петельчатым рисунком шитья на воротнике и обшлагах, присвоенным только гусарским полкам. На правое плечо накинута бурка, вероятно, в память о походной жизни впору русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Бухаров награжден орденами св. Анны и св. Станислава второй степени (на шее), св. Владимира четвертой степени с бантом, медалью за русско-турецкую войну, за польскую кампанию 1831 г., «дворянской» медалью в память Отечественной войны 1812 г. и крестом за польский поход (на груди). Ниже приколота пряжка за двадцать лет беспорочной службы. Н. И. Бухаров считался в лейб-гвардии гусарском полку хранителем традиций и пользовался любовью товарищей-офицеров, был воспет М.Ю. Лермонтовым. Портрет принадлежит к большой серии выполненных А. Клюндером портретов всех офицеров полка.
85. А. Клюндер, Портрет капитана Панова — командира фурштатской полуроты лейб-гвардии Гусарского полка. 1838
Серый цвет мундира был присвоен фурштатским ротам — обозным частям при полках. Часто офицерами в них становились выслужившиеся солдаты.
к содержанию назад далее