КОММЕНТАРИИ к сборнику стихов русских поэтов об Отечественной войне 1812 г.

КОММЕНТАРИИ

* Наиболее полным сводом современных войне поэтических текстов является «Собрание стихотворений, относящихся к незабвенному 1812 году» (М., 1814. Ч. 1—2; выдвинутое В. Пуховым (Рус. лит., 1959, № 3, С. 186— 188) и утвердившееся в литературе мнение, что составителем этого сборника был В. А. Жуковский, остается недоказанным).

Настоящее издание — далеко не первая попытка собрать поэтические отклики Отечественной войны 1812 года *. Как и все аналогичные издания сборник «Русская слава» представляет читателю лишь отдельные образцы того поистине неисчерпаемого поэтического материала, который накопился в запасниках русской литературы за последние 175 лет. Выбор текстов в значительной степени определялся ограниченным объемом книги и ее популяризаторской направленностью. Хронологически состав сборника ограничен 1917 годом; фактически, подавляющее большинство текстов относится к первой половине XIX в., что отражает их реальное статистическое распределение за 100 лет бытования темы. Жанровый состав книги — малые поэтические формы (оды, элегии, послания, песни, басни и т. п.); даже широко известные отрывки из эпических и драматических произведений в сборник не включались.

Условно разграниченные разделы сборника объединяют произведения свидетелей (разд. I) и участников (разд. II) событий, стихотворения тех поэтов, для которых представление об Отечественной войне определялось живым преданием (разд. III), и тех, для кого двенадцатый год был уже только историей (разд. IV).

Г. Р. Державин

ГИМН ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ НА ПРОГНАНИЕ ФРАНЦУЗОВ ИЗ ОТЕЧЕСТВА

В творчестве замечательного рус. поэта Гаврилы Романовича Державина (1743—1816) тема противостояния России имперским амбициям наполеоновской Франции занимает значительное место. Первый период этой борьбы — заграничные походы Суворова — нашел отражение в одах «На переход Альпийских гор», «На победы в Италии гр. Суворова», «Снегирь» (1799). Более поздних событий поэт касается в стихотворениях «Атаману и Войску Донскому», «На могилу русских воинов, убитых под Фридландом», «На мир 1807 года» (1807), «Слава» (1810), «На преодоление врага» (1811) и др. Войне 1812—1814 гг., кроме «Гимна», Д. посвящен еще целый ряд произведений: «На меч великого князя псковского Гавриила», «К портрету гр. Витгенштейна», «Эпитафия завоевателю», «На отъезд императора Александра» (1812), «На смерть фельдмаршала князя Смоленского», «На победу под Люценом», «На победу под Лейпцигом», «На взятие Парижа» (1813—1814) и несколько стихотворений на возвращение императора и гвардии в Петербург (особняком от этих произведений, продолжающих высокую стилистическую традицию поэзии XVIII в., стоят некоторые сатирические отрывки, в словесную ткань которых Д. широко вводит стихию простонародного юмора: «Северный Амур», «Горе-богатырь» —1815?).

«Гимн» был воспринят современниками как свидетельство полного угасания державинского поэтического таланта. Намеренный архаизм лексики, затрудненность синтаксиса, неясность композиции, самый объем стихотворения (646 строк и 51 авторское примечание)-затмевали немногочисленные удачи поэта, исключали всякую возможность «конкуренции» его произведения с другим «гимном» 1812 г.— «Певцом во стане русских воинов» В. А. Жуковского.

«Гимн», написанный в конце 1812 г., был впервые опубликован в «Чтениях в Беседе любителей российского слова» (1813. Кн. X). Тогда же переведен на нем. и англ. языки. В наст. изд. стихотворение печатается со значительными сокращениями. В прим. приводятся некоторые из державинских объяснений к тексту.

Священно-вдохновенна дева… «У Давида и Соломона были хоры певцов, между которыми
и тимпанницы-девы. Здесь разумеется то же, что Муза». (Прим. Д.)

Что ж в сердце чувствую тоску… Современник вспоминал: «Я посетил старика Г. Р. Державина Гостей никого не было, как вдруг в комнату вбегает какой-то напудренный старичок со звездою и, задыхаясь от волнения, говорит: «Гаврило Романович, соберитесь с духом Москва отдана и третий день пылает в огне…» Державин как услыхал это роковое известие, закрыл обеими руками лицо свое и в комнате сделалась тишина, мы не смели прерывать безмолвной горести старца…» (Лорер Н. И. Зап. декабриста. Иркутск, 1984. С. 43).

Исшел из бездн огромный зверь… Ср. «Зверь исходит из бездны» (Апокал., 11,7; 13, 1). Здесь и далее Д. развивает традиционное для всей европейской монархической публицистики сравнение Наполеона с апокалиптическим зверем, дьяволом. Дракон, иль демон змеевидный… «„Змий древний, нарицаемый диавол” (Апокал., 12, 9).— Под видом змия здесь разумеется коварство». (Прим. Д.)

А только агнец белорунный… «,,3мий с агнцем брань сотворит, и агнец победит его” (Апокал., 17, 14). Здесь под видом агнца представляется христианская кротость и имеет отношение к тому, что царствующий император вступил на престол под знаком Овна». (Прим. Д.)

Как рек пяти шумящих вдруг… Державин имеет в виду, что войска Наполеона вступили в пределы России пятью колоннами.

В Петрополе, в Москве забавы… «Некоторые парижские дамы, по уверению Наполеона, писали к петербургским французским торговкам, чтоб они к Петрову дню (29 июня ст. стиля.— Н. О.) приготовили им платья для бала в Петергофе». (Прим. Д.)

С кремлевского их рвав холма… В ночь с 8-е на 9-е окт., после оставления Москвы последним фр. отрядом под командованием Мортье, взрывами были разрушены некоторые обществен ные здания и значительно поврежден Кремль; этот акт, не объяснимый никакими воен. мотивами, расценивался современниками как личная месть Наполеона.

И сим смеется бедствам слезным!.. «В письме доктора Рокруа к Граю (Сев. почта. 1812. № 99.— Н. О.) видно, что когда Наполеону пересказывали о подобных ужасных картинах, то он улыбался». (Прим. Д.)

И дети все до нежна пола… «Двенадцатилетние даже дети тайно от своих родителей убегали в ополчение, как-то сын покойного тайного советника Муравьева (будущий декабрист Никита Михайлович Муравьев.— Н. О.)». (Прим. Д.)

Как вел отец детей ко брани… «Генерал Раевский выводил вперед на сражение своих детей». (Прим. Д.)

Где на монете, им тисненной… «Уверяют некоторые, что будто в Москве выбита была, по приказанию Наполеона, монета или медаль, на которой изображен его портрет с надписью: „Мой мир и моя воля”». (Прим. Д.)

Не даст покою нам… «Отзыв Наполеона в разговорах о мире при вступлении в российские границы». (Прим. Д.)

И се не бе! (церк.-слав.)—и вот не стало его. Цитата из 36 псалма (ст. 36), приведенная в манифесте 25 дек. 1812 г.

Екатерины муза дремлет… Государственной деятельности императрицы Екатерины II Д. посвящены оды «Фелице» (1782), «Видение мурзы» (1783), «Изображение Фелицы» (1789) и многие др.

Что мною в день его рожденья Предречено… Д. имеет в виду свою оду «На рождение на Севере порфирородного отрока» (1780), написанную спустя два с лишним года после рождения Александра I. Как пел я трех царей…—т. е. Екатерину II, Павла I и Александра I.

В. В. Капнист

ВИДЕНИЕ ПЛАЧУЩЕГО НАД МОСКВОЙ РОССИЯНИНА

Василий Васильевич Капнист (1758—1823), младший современник, друг и родственник Г. Р. Державина, входивший вместе с ним, И. И. Хемницером, М. Н. Муравьевым и др. писателями в кружок Н. А. Львова, известен прежде всего как автор стихотворной комедии «Ябеда» (1791 — 1798) — острой социальной сатиры, направленной против произвола и корыстолюбия судейских чиновников.

Обличительная интонация отчетливо слышна и в «Видении», что, вероятно, и послужило препятствием к своевременному опубликованию стихотворения, получившего, впрочем, полное одобрение Державина и таких высокопоставленных читателей, как президент Академии Российской А. С. Шишков и императрица Елизавета (Державин Г. Р. Соч. Пб„ 1871. Т. 6. С. 267 —268; Капнист В. В. Собр. соч. М.; Л., 1960. Т. 2. С. 479, 481). Написанное в период между 28 окт. и 18 дек. 1812 г., «Видение» было впервые напечатано только через сто лет (Рус. библиофил. 1912. № 5). Кроме «Видения», событиям 1812— 1814 гг. К. посвятил «Оду на известие о покорении Парижа» (1814) и стихотворение «На смерть Наполеона» (1822).

Текст «Видения» печатается с сокращениями.

На берег Пела… Имение Обуховка (Миргородский уезд Полт. губ.), где К. почти постоянно жил последние 20 лет своей жизни, располагалось на берегу р. Псёл.

Мудрейший из царей, потомок Филарета… Имеется в виду император Петр I Алексеевич, правнук патриарха Филарета. То, что истоки современных нравственных и социальных пороков К. видит в петровских реформах, позволяет сблизить его позицию с ист. воззрениями Н. М. Карамзина, изложенными в его «Записке о древней и новой России» (1811).

Н.М. Карамзин

ОСВОБОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ И СЛАВА АЛЕКСАНДРА I

Николай Михайлович Карамзин (1766— 1826) — писатель-сентименталист, один из создателей нового рус. лит. языка, историк. Расцвет собственно поэтической деятельности Карамзина относится к 1790—1802 гг. С 1803 г. Карамзин занят капитальным трудом своей жизни — «Историей государства Российского», работа над которой в 1812 г. была в самом разгаре (12 тт. «Истории» изданы в 1818—1829 гг.). 2 окт. 1812 г., в день оставления рус. войсками Москвы, Карамзин, отказавшись на время от первоначальной мысли немедленно вступить в ополчение, выехал в Ярославль, а потом в Нижний Новгород, где прожил с семьей до июня 1813 г. В огне мос. пожара погибла ценнейшая библиотека Карамзина; рукопись «Истории», отданная на хранение в архив Коллегии иностранных дел, уцелела. Вернувшись в Москву, Карамзин предполагал собирать материалы к истории войны 1812 г., но начинание это так и не осуществилось. Ранее события наполеоновских войн отразились в стихотворении К. 1806 г. «Песнь воинов».

«Освобождение Европы» написано весной 1814 г. после получения в Москве известий о падении Парижа и отречении Наполеона I. Напечатано впервые в июне отд. изд. Стихи К. содержат развернутую программу «просвещенной монархии», осложненную теми же чертами консервативного утопизма, которые проявились в его «Записке о Древней и новой России» и в 6-м т. «Истории…». Сдержанное по тону стихотворение вызвало недоумение и недовольство в официально ориентированных лит. кругах: «Стихи Карамзина возжгли дух ревности в сердцах беседчиков . Зато Шаховскому чрезвычайно нравятся псалмопения здешних рифмачей и прозаиков»,—писал Д. В. Дашков П. А. Вяземскому из Петербурга 25 июня 1814 г. (Рус. архив. 1866. № 3. С. 495—496). С другой стороны, полит, позиция К. показалась слишком умеренной в среде будущих декабристов (ср.: Декабрист Н. И. Тургенев. Письма к брату С. И. Тургеневу. М.: Л., 1936. С. 166). Положительно оценивали стихотворение либеральные друзья К. П. А. Вяземский писал А. И. Тургеневу в мае 1814 г.: «Сильные стихи, богатые и мыслью и выражением. У вас в Петербурге и понятия не имеют о таких стихах».— Остафьевский архив кн. Вяземских. Спб., 1899. Т. I. С. 22: известна также благоприятная реакция на стихи Карамзина императрицы Марии Федоровны.— Письма Карамзина к Дмитриеву. С. 184.

В наст. изд. текст «Освобождения Европы» печатается с сокращениями.

Перевод эпиграфа: Все, что создают люди, когда пашут, плавают, строят, служит добродетели (лат.)—цитата из кн. рим. историка Гая Саллюстия Криспа (86—35 до н. э.) «О заговоре Катилины» (П, 7).

Из рук отчаянной Свободы… К. видит преемственную связь Наполеона с Великой фр. революцией.

И быстъ—И стало (церк.-слав.).

Лишь небо богу уступал… «На одной медали Наполеонова времени изображено всевидящее око с надписью: „Тебе небо, мне земля”». (Прим. К.) Такая медаль не была выбита, но слухи о ней распространялись в обществе (Рус архив, 1867. Стб. 462).

Стоит против двоих один… Подсчеты современных историков показывают, что на Бородинском поле численность рус. и фр. армий составляла соответственно 120 и 135 тыс. чел. К. исходил из соотношения 90 и 180 тыс. чел., о котором сообщалось в печати.

Но бог с седым Героем… Речь идет о Кутузове.

От них — Наполеона нет!.. «Если бы Наполеон злодействовал не в просвещенные, а в варварские времена, то он мог бы умереть в величии». (Прим. К.)

И. А. Крылов

Первый сб. басен Ивана Андреевича Крылова (1769—1844) появился в 1809 г., когда его деятельность как журналиста, прозаика, комедиографа была в основном завершена. Современники небезосновательно воспринимали творчество Крылова-баснописца как верное и нелицеприятное отражение текущих полит, общественных и лит. событий, чем в значительной мере объяснялась широкая популярность крыловских басен. «Скажи Крылову—писал К. Н. Батюшков Н. И. Гнедичу 30 окт. 1813 г.,— что ему стыдно лениться: и в армии его басни все читают наизусть. Я часто их слышал на биваках с новым удовольствием» (Батюшков К. Н. Соч. Спб., 1887. Т. 3. С. 242). Живым откликом на воен. и полит, события 1812—1815 гг., кроме печатаемых в наст, изд., были басни: «Раздел», «Обоз», «Кот и повар» (1812), «Щука и кот» (1813), «Чиж и ёж» (1814), «Собачья дружба» (1815) и некоторые др.

ВОЛК НА ПСАРНЕ

Басня написана, видимо, в нач. окт. 1812 г., после получения в Петербурге известий о мирных предложениях Наполеона, посланных Кутузову через Лористона 23 сент. Впервые опубликована в «Сыне Отечества» (1812. Ч. 1. № 2). Близкий к К. литератор И. П. Быстров вспоминал: «И. А. Крылов, собственной рукой переписав басню «Волк на псарне», отдал ее княгине Катерине Ильиничне (жене Кутузова.— Н. О.), а она при письме своем отправила ее к светлейшему своему супругу. Однажды, после сражений под Красным (4—6 нояб — П. О.), объехав с трофеями всю армию, полководец наш сел на открытом воздухе, посреди приближенных ему генералов и многих офицеров, вынул из кармана рукописную басню Крылова и прочел ее вслух. При словах: ,,ты сер, а я, приятель, сед”, произнесенных им с особою выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины» (И. А. Крылов в воспоминаниях современников. М„ 1982. С. 242—243, 436).

ВОРОНА И КУРИЦА

Замысел басни, вероятно, может быть связан с появлением в «Сыне Отечества» карикатуры И. Теребенева «Французский вороний суп» и заметки о том, что в период оккупации голодные французы в Москве охотились на ворон (1812. Ч. 2. № 7). Окончательная отделка басни относится к ноябрю того же года: титул князя Смоленского Кутузов получил после сражения под Красным. Впервые опубликована в «Сыне Отечества». 1812. Ч. 2. № 8.

В. Л. Пушкин

Василий Львович Пушкин (1770—1830) — дядя А. С. Пушкина, поэт круга Карамзина, был известен своими переводными баснями, посланиями, направленными против шишковистов, и сатирической поэмой «Опасный сосед» (1811), не напечатанной в свое время в России по цензурным условиям (известны заграничные изд. 1815 и 1855 гг.). В авг. 1812 г., за несколько дней до Бородинской битвы, В. А. Пушкин уехал из Москвы в Н. Новгород, где прожил, бедствуя, до конца следующего года. Во время мос. пожара сгорел его дом и тщательно подобранная библиотека. Событиям войны В. Л. Пушкин, кроме помещенного в наст. изд. стихотворения, посвятил несколько строф в послании «Д. В. Дашкову» (1814), «Народную песню» («Пойте, радуйтесь, ребята!») и «Хор» (последние два стихотворения исполнялись 19 мая 1814 г. во время праздника, устроенного мос. дворянством в честь взятия Парижа).

К ЖИТЕЛЯМ НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Послание «К жителям Нижнего Новгорода» написано в конце 1812 г. (не позднее 14 дек.) и впервые опубликовано в «Сыне Отечества» (1813. Ч. 3. № 2). Ироническое отношение друзей-литераторов к В. Л. Пушкину отразилось и в их оценке послания: так, И. И. Дмитриев шутил, что эти стихи «напоминают ему колодника, который под окном просит милостыню и оборачивается с ругательствами к уличным мальчишкам, которые дразнят его» (Рус. архив. 1866. № 2. С. 242—243).

Н. М. Шатров

Николай Михайлович Шатров (1767 — 1841), сын пленного перса Шатра, вырос в Москве, в семье М. А. Матюшкина, командующего рус. войсками во время перс, похода 1723 г. Не получивший систематического образования Ш. был отдан в канцелярскую службу и выдвинулся исключительно благодаря своим способностям и трудолюбию. Чин надворного советника доставил ему потомственное дворянство (1805). Молодой Ш. был близок к кругу Н. И. Новикова, пользовался покровительством М. М. Хераскова, позднее близко сошелся с поэтом и драматургом Н. П. Николевым. Начав печататься в 1795 г., Ш. стал известен как поэт после публикации оды «Песнь Екатерине II» (1805). Большим успехом пользовались шатровские переложения псалмов, занимающие в его поэзии и количественно и качественно преобладающее место: «Псалмы Шатрова, — вспоминал М. А. Дмитриев, — замечательны не только яркостию картин, силою выражения и красотою языка, но и тем, что многие из них содержат применения к Отечественной войне 1812 года и к последующим великим событиям» (Дмитриев М. А. Мелочи из запаса моей памяти // Он же. Моc. элегии. М„ 1985. С. 285). Приверженец классицизма, Ш. упорно не признавал лит. заслуг Карамзина и его школы, что постепенно и отодвинуло его творчество на периферию лит. жизни. Выпущенное Рос. Академией трехтомное собр. его соч. (1831), несмотря на отдельные положительные отзывы критики, не встретило читательского сочувствия и не смогло даже выполнить свою основную задачу— «сделать пособие писателю, находившемуся в бедственном положении». (Тр. имп. Рос. Акад. Ч. 1. Спб., 1840. С. 82).

ПОЖАР МОСКВЫ В 1812 ГОДУ

Написано, вероятно, в марте-апр. 1814 г., после получения известий об отречении Наполеона. Впервые (?): Стихотворения III. СПб., 1831. Ч. 3.

Сам Кремль с Китаем сотряслися… Китай-город— торговый р-н Москвы, примыкающий к Кремлю с востока. Стены Китай-города, построенные в 1535—1538 гг., уцелели во время пожара 1812 г. и были почти полностью снесены только в 1934 г.

Все стогны полны мертвецами… При расчистке города после освобождения было найдено около 12 тыс. трупов.

ПЕСНЬ ДОНСКОМУ ВОИНСТВУ

Впервые (?): Собр. стихотворений, относящихся … к 1812 году. М„ 1814. Ч. 2. У современников песня пользовалась большим успехом.

С Нары до Рейна вдруг пролетим… На р. Наре с 20 сент. по 11 окт. 1812 г. располагался Тарутинский лагерь. Во время докомплектования армии в Тарутинском лагере существенно увеличилась численность донских казачьих полков, которые стали играть активную роль при контрнаступлении русской армии.

Ф. Ф. Иванов

Федор Федорович Иванов (1777—1816)— драматург радикального направления, автор «гражданской» трагедии «Марфа Посадница» (1806), патриотической пьесы «Семейство Ста-ричковых» (1807) и др. Поэтическое наследие И. дошло до нас не полностью: не сохранились его неизданные сатирические стихи, рукописи которых погибли вместе со всем имуществом автора в огне мос. пожара. Событиям Отечественной войны посвящены его стихотворения: «На разрушение Москвы» (1813), «Гимн, петый на концерте… января 7 дня 1814 г.», «К российскому дворянству» (1814).

ПЕСНЬ ВЕЛИКОМУ ВОЖДЮ ГЕРОЕВ

Впервые: Вестн. Европы. 1813. Ч. 68. № 5—6. Адресована М. И. Кутузову.

Герой чудесный Италийский — А. В. Суворов.

А. Ф. Воейков

Александр Федорович Воейков (1778/79— 1839) — поэт-сатирик, автор знаменитой сатиры «Дом сумасшедших», проф. Дерпт. ун-та (1815—1820), журналист, издатель. В молодости был близок к кружку бр. Тургеневых и Жуковского. Записанный в 1812 г. в ополчение, Воейков причастен к лит. кружку Тарутинского лагеря (штаб Кутузова) и, по некоторым сведениям, участвовал в партизанской войне. Кроме стих. «К отечеству» известна его ода «Князю Голенищеву-Кутузову Смоленскому» (1813).

К ОТЕЧЕСТВУ

Впервые: Вестн. Европы. 1813. Ч. 69. № 11 — 12.

Задунайский — П. А. Румянцев; Крымский— Г. А. Потемкин-Таврический; Чесменский— А. Г. Орлов.

Царица скифская, рассеяв персиян… По сообщению античных авторов, перс. царь Кир II Великий погиб в войне против скифов (530 до н. э.). Опустошитель Персеполя и Тира— Александр Македонский, завоевавший Азию; эпизод обмена послами и грамотами со скифами восходит к европ. источникам XVII в.

Димитрий—Дм. Донской. Фридерих— Фридрих II (1712—1746) —прус, король (с 1740), инициатор Семилетней войны (1756— 1763). Салтыков П. С. (1698—1772), граф—главнокомандующий рус. армией (1759—1760), победитель при Пальциге и Кунерсдорфе.

А. X. Востоков

Александр Христофорович Востоков (Александр-Вольдемар Остенек; 1781 — 1864)—поэт, переводчик античной и слав. народной поэзии, автор книг по стихосложению и языкознанию, изд. древнерус. и старослав. памятников, член многих ученых и лит. обществ. Начал печататься в 1802 г. Собственно поэтическая деятельность В. завершилась к сер. 1810-х гг. В 1821 г. вышло итоговое Собр. его соч. в 3-х ч. Из посвященных Отечественной войне стихотворений (кроме включенных в сб.) можно назвать «Прощание с 1812 годом…» (1812), «Оду на день рождения Александра I» (1813), «Гимн Немезиде», «На возвращение императора Александра в Россию» (1814).

К РОССИЯНАМ

Впервые: Сын Отечества. 1812. Ч. 1. № 4.

Там Витгенштейн троих драконов жало стер… Речь идет о победах В. над войсками марш. Удино, Макдональда и Сен-Сира в июле — авг. 1812 г.

РОССИЙСКИЕ РЕКИ

Впервые: Сын Отечества. 1813. Ч. 3. № 1.

Н. Ф. Грамматин

Николай Федорович Грамматин (1786— 1827) — поэт и филолог. Окончил с золотой медалью Мос. университетский пансион (1807); за рассуждение «О древней русской словесности» получил степень магистра (1809). Был близок к кругу А. Ф. Мерзлякова и В. А. Жуковского, потом находился в тесных контактах с М. В. Милоновым. Печатался в «Вестн. Европы», «Сыне Отечества» и др. журн. В 1811 г. вышли два его стихотворных сб. «Мысли» и «Досуги». Позднее переложил «Слово о полку Игореве» (1823).

НА СМЕРТЬ КНЯЗЯ ГОЛЕНИЩЕВА-КУТУЗОВА СМОЛЕНСКОГО

Впервые: отд. изд. М., 1813 с датировкой: 12 сентября 1813.

Грозный старец—Сатурн, время.

М. В. Милонов

Михаил Васильевич Милонов (1792— 1821) — поэт гражданского направления, сатирик. Сын небогатого Воронеж. помещика, М.,со степенью кандидата окончив Мос. ун-т (1809), переехал в Петербург, где служил в Мин-ве внутр. дел, а затем — в Мин-ве юстиции. В 1812 г. пытался поступить в гусарский полк М. А. Дмитриева-Мамонова; после освобождения Москвы служил в комиссии помощи пострадавшим жителям. М. начал писать еще в унив. пансионе; в печати его стихи появляются с 1807 г. Публиковался в петерб. журн.: «Цветник», «СПб. вестн.»., «Благонамеренный». Единственный сб. М. вышел в Петербурге в 1819 г. Многие сатирические стихи поэта остались в рукописи (не сохранились).

Отечественной войне 1812 г. М. посвятил стихи: «Мысли при гробе князя Кутузова Смоленского», «Воззвание к России от германского народа» (1813), «На свидание с А.», «На сретение государя в Казанском соборе» (1814), «Освобожденные пленники» (1815).

К ПАТРИОТАМ

Впервые: СПб. вестн. 1812. № 6. Печатается по сокр. ред. 1819 г., в которой автором сняты панегирики монарху.

Н. Д. Иванчин-Писарев

Николай Дмитриевич Иванчин-Писарев (1790—1849) — поэт, историк-любитель, коллекционер. Получил домашнее образование, служил цензором мос. почтамта (до 1814); выйдя в отставку, поселился в деревне. Начал печататься с 1809 г. (альм. «Аглая»), в дальнейшем — в журн. «Вестн. Европы», «Сыне Отечества», «Москвитянин». В лит. кругах был известен как убежденный карамзинист. В 1814 г. появились его «надписи к портретам» Кутузова, Витгенштейна, Кульнева, Багратиона.

НАДПИСЬ НА ПОЛЕ БОРОДИНСКОМ

Впервые: Вестн. Европы. 1813. Ч. 68.

Божий меч, князь русский Михаил… Выражение Божий меч найдено автором в одной из од П. И. Голенищева-Кутузова.

Н. И. Ильин

Николай Иванович Ильин (1777—1823) — драматург, переводчик, журналист. Юность провел в Москве, затем жил в Петербурге, где его лит. дарование было замечено Державиным, привлекшим И. в «Беседу любителей русского слова». С 1812 г. Ильин снова в Москве, на службе в канцелярии генерал-губернатора (до 1819); незадолго до смерти сошел с ума. Ильин —автор популярных драм «Лиза, или Торжество благодарности» (1802), «Великодушие, или Рекрутский набор» (1805) и комедий «Физиономист и Хиромантик» (1816), «Семик» (1818).

СОЛДАТСКАЯ ПЕСНЯ

Впервые: Рус. вестн. 1813. Ч. 1. № 1 с пометой «11 сентября 1812, Красная Пахра»; одновременно напечатана в «Сыне Отечества» (1812. Ч. 1. № 6). Стихотворение Ильина— типичный образец псевдофольклорной песни.

И. А. Кованько Иван Афанасьевич

Кованько (1773— 1830) — плодовитый поэт, ученик и последователь Державина. Получив образование в Горном корпусе в Петербурге (окончил в 1792), Кованько и дальше служил, в основном по горному ведомству.

К. был членом «Вольного о-ва любителей словесности, наук и художеств» (с 1802) и «Беседы любителей русского слова» (с 1816); его стихи печатались в большинстве журн. конца XVIII —нач. XIX в. Событиям Отечественной войны Кованько посвятил «Оду на бегство Наполеона от Малоярославца» (1812) и «Песню русского солдата» (1815).

СОЛДАТСКАЯ ПЕСНЯ

Впервые: Сын Отечества. 1812. Ч. 1. № 1,с пометой «15 сентября». Стихи вызвали гонения на журнал: есть основания полагать, что антипольская направленность стихотворения не понравилась А. Чарторыжскому—другу Александра I.

И. М. Коваленский

Биографических данных об Илье Михайловиче Коваленском почти не сохранилось: по воспоминаниям его племянника, после смерти отца (1807) — куратора Мос. ун-та, прекрасно образованный К. поселился в своем рязанском имении, женился на крепостной и занялся историей Индии (Ист. вестн., 1887. Кн. 2. С. 351).

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

Впервые без имени автора: Вестн. Европы. 1814. Ч. 75. № 9, с пометой «С. Черная Слобода» и примечанием: «Подражание французской песне, напечатанной в 1 книге Вестника Европы 1813 года». Песня неоднократно перепечатывалась. В наст. изд. печатается без повторения третьей и шестой строк каждой строфы.

Англез (англ.); Экосез (шотл.); Польский, Барыня, Казачок, Алеманд (нем.)—названия бальных и народных танцев.

В. А. Жуковский

Когда началась Отечественная война, Василий Андреевич Жуковский (1783—1852) был уже известным поэтом: его элегии, песни и первые баллады открыли перед русским читателем новый гармонический мир «сердечного воображения». 10 авг. 1812 г. поэт записался поручиком в моc. ополчение. «Записался не для чина, не для креста, и не по выбору собственному,— писал он А. И. Тургеневу 9 апр. 1813 г.,— а потому, что в это время всякому должно было быть военным, даже и не имея охоты». Находясь в резерве, Ж. стал очевидцем Бородинского сражения; вскоре его перевели в канцелярию штаба Кутузова, где он вместе со своим начальником и другом А. С. Кайсаровым принимал участие в составлении приказов, реляций и листовок, сыгравших огромную пропагандистскую роль. Путь от Тарутинского лагеря до зап. границ России Ж. прошел с походной типографией штаба, но в Вильне, заболев лихорадкой, был вынужден оставить армию (дек. 1812; Ж. был награжден чином штабс-капитана и орденом св. Анны 2 класса). Вернувшись к мирной жизни, поэт не расставался с темой войны, так вдохновенно воплощенной им в «Певце во стане русских воинов»: в произведениях 1813—1839 гг. неоднократно старался осмыслить полит., исто-рич. и нравственный опыт 1812 г. (сюда можно отнести стихотворения «Императору Александру», «Певец в Кремле» (1814), «На первое отречение от престола Бонапарте» (1816), «Русская песнь на взятие Варшавы», «Русская слава» (1831) и др.).

ПЕВЕЦ ВО СТАНЕ РУССКИХ ВОИНОВ

Впервые, предположительно: отд. изд. тип. штаба Кутузова (нояб. 1812, не сохр.). Затем: Вестн. Европы. 1812. № 23—24; в 1813 г. в Петербурге вышло два отд., частично перераб. изд. В наст. изд. печатается по окончательной ред. 1815 г. Чрезвычайно популярное стихотворение Ж. вызвало множество подражаний и пародий. Первый намек на формулы «Певца» содержался в стихах, вставленных Ж. в кантату «Песнь барда над гробом славян-победителей» (1806), являющуюся переложением одноименного одического стихотворения.

С четой двух соименных… Имеются в виду Иоанн III — великий князь Московский (1462—1505) и Иоанн IV, царь Московский и всея Руси (1533—1584). Сей рьяный великан… А. В. Суворов. Орлом шумишь по облакам… Здесь и далее Ж. использует образы «Слова о полку Игореве». Щербатое… сетует душой… Ж. намекает на смерть жены А. Г. Щербатова, урожденной княжны Вяземской. Певец — податель славы.—М. В. Ломоносов (1711 —1765), воспевший Петра I в своих одах и незавершенной поэме «Петр Великий» (1760).

ВОЖДЮ ПОБЕДИТЕЛЕЙ. ПОСЛАНИЕ

Впервые: отд. изд. походной тип. штаба Кутузова (с. Романово, 10 нояб. 1812; не сохр.). Повторно: Вестн. Европы, 1812. № 21—22. Посвящено М. И. Кутузову.

Вотще пески ливийские пылали… Вотще враги пучину осаждали… Имеется в виду Египетский поход и возвращение генерала Бонапарта во Францию (1799). Уж росс главу под низкий мир склонил… Намек на вынужденный мир с Францией, заключенный Александром I в Тильзите (июль 1807).

БОРОДИНСКАЯ ГОДОВЩИНА

Впервые: Мос. ведомости, 1839. № 69 и отд. изд. (М., 1839); повторно: в составе одноименного прозаического очерка, описывающего церемонию перенесения праха П. И. Багратиона и открытие памятника на Бородинском поле (Современник, 1839. Т. 16, с добавлением IX и X строф; очерк, являющийся фрагментом письма Ж. к великой княгине Марии Николаевне от 5 сент. 1839 г., содержал также воспоминания поэта о Бородинской битве). Замысел стихотворения родился у Ж. под влиянием слов ветерана 1812 г. кн. Н. Б. Голицына, доказывавшего, «что певцу русских воинов, в теперешнем случае, должно помянуть времена прошлые».

Мирных инокинь обитель… «Спасо-Бородинский монастырь, основанный близ села Семеновского вдовою генерала А. А. Тучкова на той батарее, где он убит, сражаясь храбро». (Примеч. Ж.). Вихорь-Атаман— М. И. Платов. В бое зрев погибель сына… Сын П. А. Строганова Александр был убит на глазах отца в битве при Краоне 7 марта 1814 г. В бедном крае, одиноко… Александр I умер в Таганроге. До Стамбула русский гром… Речь идет о Турецкой войне 1828—1829 гг. Взял наш северный Аякс… Генерал-фельдмаршал И. Ф. Паскевич-Эриванский, командующий рус. войсками на Кавказе в 1827—1829 гг. Закипел мятеж великий…— пол. восстание 1830—1831 гг. И нежданная ограда… Имеется в виду демонстрация рус. флота, гарантировавшая выгодный России Ункиар-Искелесский договор о закрытии проливов для прохода воен. судов в Черное море (1833). И, далеко умирая… Багратион, раненный при Бородине, умер в имении своего друга кн. Б. А. Голицына с. Симы Владимирской губ.

К. Н. Батюшков

Жизнь замечательного лирического поэта Константина Николаевича Батюшкова (1787— 1855) тесно сплетена с событиями наполеоновских войн. В 1807 г. он, в унтер-офицерском чине, участвует в Прусской кампании (ранен в бою под Гейльсбергом 29 мая); в 1808— 1809 гг.— в Шведской войне. Война 1812 г. застала поэта в должности хранителя рукописей Петербург. пуб. б-ки. В авг. Б., по болезни не вступивший в военную службу, приезжает в Москву, откуда с семьей Е. Ф. Муравьевой (вдовы М. Н. Муравьева — родственника и литературного наставника Б.) отправляется в Н. Новгород. С марта 1813 г. Б. снова в армии: в чине шт.-капитана служит при генерале А. Н. Бахметеве; как адъютант генерала Н. Н. Раевского участвует в битве под Лейпцигом. В 1814 г. Б. воюет на территории Франции, становится свидетелем падения Парижа и, после двухмесячного пребывания во французской столице, через Англию и Швецию возвращается в Петербург. В 1815 г. служит в Каменец-Подольске, а в начале следующего года, после перевода в гвардию, выходит в отставку. События 1812 — 1815 гг. так или иначе отразились в его стихотворениях 1814 г. «Пленный», «Новый род смерти», в куплетах и хорах «Сцен четырех возрастов» (торжественного придворного представления, написанного при участии Ю. А. Нелединского-Мелецкого, Державина, П. А. Корсакова), в элегии «Переход через Рейн» (1816), в мелких «надписях», а также в прозаическом фрагменте «Прогулка в замок Сирей» (1814), в записных книжках и письмах (напр., в парижских письмах Н. И. Гнедичу от 27 марта и Д. В. Дашкову от 25 апр. 1814 г.). С переживаниями военной эпохи соотносятся и стихи «Тень друга», «Элегия из Тибулла», «На развалинах замка в Швеции» (1814).

К Д. В. ДАШКОВУ

Впервые: СПб. вестн., 1812. № 10. В элегии отразились непосредственные впечатления осени 1812 г.: бегство жителей из Москвы и зрелище разоренной столицы описаны Б. в письме к Гнедичу середины окт. 1812 г. и в письме к Е. Г. Пушкиной от 4 марта 1813. Адресат стихотворения — приятель поэта, дипломат Дмитрий Васильевич Дашков (1788—1839), литератор-карамзинист, один из основателей общества «Арзамас» (1815), впоследствии— министр юстиции (1832—1839).
Израненный герой—генерал Алексей Николаевич Бахметев (1774—1841), потерявший ногу в Бородинском сражении, но позднее вернувшийся в строй.

ПЕРЕХОД РУССКИХ ВОЙСК ЧЕРЕЗ НЕМАН

Впервые: Славянин, 1830. Ч. 13. Полный текст неизвестен. Поэтические приемы роднят «Отрывок» с большой исторической элегией «Переход через Рейн» (1816). Описываемые события относятся к дек. 1812 г.

Д. В. Давыдов

Война застала Дениса Васильевича Давыдова (1784—1839) адъютантом П. И. Багратиона. С началом воен. действий Д., за плечами которого было участие в Прус. кампании 1806 г., в швед. войне 1808-го, в тур. войне 1809—1810 гг., переводится подполковником в Ахтырский гусарский полк и, командуя 1-м батальоном, в непрерывных стычках с противником проходит путь от Белостока до Бородина. Накануне Бородинского сражения Д., уже давно доказывавший необходимость партизанских действий на коммуникациях наполеоновской армии, получает на это согласие Кутузова и, приняв под командование 50 гусаров и 80 казаков, предпринимает свой знаменитый рейд в тыл врага, окончившийся 24 дек. далеко за Неманом (к концу кампании отряд его состоял из 550 чел.). За кампанию 1812 г. Д. получил чин полковника и два ордена (св. Владимира 3 степени и св. Георгия 4 степени). В составе регулярных войск Д. доходит до Парижа, но его карьера явно не пропорциональна боевым заслугам: производство за сражение под Бриенном (янв. 1814 г.) в чин генерал-майора в следующем году объявляется «ошибочным» (генералом Д. становится лишь в 1816 г.). В 1823 г. «беспокойный» генерал уходит в отставку, которая, за вычетом нескольких месяцев службы на Кавказе (1826), продолжается до 1830 г. Пол. кампании 1830 и 1831 гг. (за участие в них Д. получает чин генерал-лейтенанта) — последняя война поэта-партизана. Умер Д., не дожив нескольких месяцев до предпринятого по его инициативе переноса праха Багратиона на Бородинское поле, приуроченного к 27-й годовщине решающего сражения Отечественной войны.

«Давыдов немного писал, еще менее печатал,— писал поэт в автобиографическом вступлении к сб. 1828 г.,— он, по обстоятельствам, из числа тех поэтов, которые довольствовались рукописною или корыстною славою». Но малочисленные стихи Д., подкрепленные живой легендой о его партизанских подвигах, создали яркий, выпуклый образ поэта—воина и патриота. Гораздо больше написано Д. в прозе, «неподражаемый слог» которой ценили Жуковский и Пушкин, Языков и Баратынский: события 1812—1814 гг. описаны им в военно-мемуарных соч. «1812 год» (1814—1838), «Занятие Дрездена» (1835), «О партизанской войне» (1836) и мн. др.

ПЕСНЯ

Впервые: Сын Отечества, 1820. № 49. Песня, являющаяся вольным переложением популярного фр. романса, продолжает линию воен. лирики Д., начатую посланиями «Бурцову», «Гусарский пир» (1804).

ПАРТИЗАНЫ

Впервые: Мос. вестн., 1827. № 4. Отрывок имеет автобиографическую основу.

БОРОДИНСКОЕ ПОЛЕ

Впервые: Лит. газета, 1830. № 10 с подзаголовком «Элегия». Введение в элегию образов старших соратников Д.— опальных генералов Раевского и Ермолова, подчеркивало трагизм положения самого поэта, томящегося в вынужденном бездействии.

Ф. Н. Глинка

События наполеоновских войн занимают значительное место в житейской и лит. биографии поэта-декабриста Федора Николаевича Глинки (1786—1880). По окончании 1-го Петербург. кадетского корпуса Г. был выпущен прапорщиком в Апшеронский пехотный полк (1803), а позднее (1805) назначен адъютантом к Милорадовичу, вместе с которым участвовал в кампаниях 1805 — 1806 гг. Впечатления заграничных походов после выхода в отставку (1806) были собраны Г. в «Письмах русского офицера» (1808) — книге, принесшей ему лит. известность. С июля 1812 г. Г. снова служит под началом Милорадовича. Долгий путь от Смоленска до Тарутина и от Тарутина до Парижа нашел отражение в издании его «Писем» (1815—1816) в патриотических стихотворениях, вошедших в сб. «Подарок русскому солдату». Позднее Г. обращался к теме Отечественной войны в стихотворениях «Ворожба» (1822), «Место славы», «Партизан Давыдов», «Смерть Фигнера» (1826—1827), «Москва», «Москве благотворительной» (1840) и мн. др. В 1839 г. Г. опубликовал «Очерки Бородинского сражения» — своего рода опыт «художественно-документального» повествования.

ВОЕННАЯ ПЕСНЬ

Впервые: Подарок русскому солдату. СПб., 1818.

СОЛДАТСКАЯ ПЕСНЬ

Впервые: Рус. вестн., 1814. № 6, с пометой: «записана 18 июля 1812 г.». Вошла в «Подарок рус. солдату».

На голос: Веселяся в чистом поле… Подразумевается мелодия популярной народной песни, зафиксированной в сб. конца XVIII в.

ПЕСНЬ СТОРОЖЕВОГО ВОИНА

Впервые: Подарок рус. солдату.

ПЕСНЬ РУССКОГО ВОИНА

Впервые: Сын Отечества, 1818. № 17.

АВАНГАРДНАЯ ПЕСНЬ

Впервые: Подарок русскому солдату.

Уж Милорадович пред строем… При контрнаступлении рус. армии Милорадович командовал ее авангардом.

ПАРТИЗАН СЕСЛАВИН

Впервые: Славянин, 1827. № 15.

Кто там на дереве сидит… 10/22 окт., находясь со своим отрядом в разведке, Сеславин заметил движение наполеоновской армии от Москвы к Малоярославцу. Вот Вильна… 27 нояб. (9 дек.) отряд Сеславина ворвался в занятую неприятелем Вильну.

1812 ГОД. ОТРЫВОК ИЗ РАССКАЗА

Впервые: Галатея, 1839. № 34.

Мы не щадили за икону Владычицы… Речь идет о чудотворной иконе Божьей Матери Смоленской, которая после падения Смоленска оставалась в армии. Везли богатства за Оку… Очевидно, имеется в виду эвакуация ценностей Оружейной палаты через Коломну в Н. Новгород. К нам мчался Дон… Мобилизация донских казачьих полков в сент. 1812 г.

СЛАВНОЕ ПОГРЕБЕНИЕ

Впервые: Москвитянин, 1850. № 2. …битвы такой не бывало… В «Письмах русского офицера» Г. говорил: «Мой друг! я видел это неимоверно-жестокое сражение, и ничего подобного в жизнь мою не видал, ни о чем подобном не слыхал, и едва ли читывал. Я был под Аустерлицем, но то сражение в сравнении с этим — сшибка! Те, которые были под Прейсиш-Эйлау, делают почти такое же сравнение…» (29 авг. 1812 г.).

П. А. Вяземский

Участие князя Петра Андреевича Вяземского (1792—1878) в воен. предприятиях 1812 г. было непродолжительным: вступив в ополчение (полк Дмитриева-Мамонова), В. прибыл в армию накануне Бородинского сражения, и весь следующий день провел в свите пригласившего его Милорадовича, чувствуя себя «по природной близорукости своей как в темном, или, пожалуй, воспламененном лесу». По болезни В. очень скоро оставил армию, уехал из Москвы в Ярославль, а затем в Вологду. Скромны и поэтические отклики В. на только что пережитые события: след их — в стихотворениях 1812 — 1815 гг.: «К Жуковскому», «Тиртею Славян», «Польской» («Песнь на взятие Парижа»), «Хор», «Русский пленник в стенах Парижа» и некоторых др. Гораздо значительнее мемуарная линия в разработке темы Отечественной войны, проявившаяся в творчестве позднего периода, особенно в его прозе: к событиям молодости В. обращается в полит, публицистике («Письма русского ветерана 1812 г. о восточном вопросе», 1854— 1855), в ист. и крит. статьях (напр., «Воспоминание о 1812 годе», 1868; «По поводу записок гр. Зенфта», 1876; «Заметки и воспоминания о гр. Ростопчине», 1877), в «Старой записной книжке». Из стихотворных «воспоминаний» можно назвать посвященное памяти Д. В. Давыдова «Эперне» (1839—1854) и «Поминки по Бородинской битве» (М., 1868).

ПОСЛАНИЕ К ЖУКОВСКОМУ

Впервые: Тр. О-ва любителей Росс, словесности, 1816. Ч. 6. Кн. 10. Первые впечатления от посещения Москвы В. передавал А. И. Тургеневу в письме из Вологды от 15 янв. 1813 г.: «Я ездил в подмосковную свою и плакал над развалинами Москвы. Зрелище ужасное и непостижимое! Надобно самому видеть, чтобы познать всю силу сего несчастия». (Остафьевский архив князей Вяземских. СПб., 1899. Т. 1. С. 12).

В. Ф. Раевский

Будущий декабрист Владимир Федосеевич Раевский (1795—1872) начал войну семнадцатилетним артиллерийским прапорщиком, в прошлом у которого всего-то и было, что несколько лет обучения в Моc. благородном пансионе (1803—1811), да год воен. специализации в Дворянском полку при 2-м Петербург. кадетском корпусе. «Я получил за Бородино золотую шпагу с надписью „За храбрость” в чине прапорщика; Аннинскую—за Вязьму, чин подпоручика — за 22 сентября и поручика за авангардные дела.— вспоминал Р. в 1864 г.,— но я искал сражений не для наград только, я чувствовал какое-то влечение к опасностям и ненависть к тирану, который осмелился вступить в наши границы, на нашу родную землю». В 1815 г. Р. вернулся в Россию уже «зараженный» духом вольномыслия. «В Париже я не был, следовательно многого не видал; но только суждения, рассказы поселили во мне новые понятия; я начал искать книг, читать, учить то, что раньше не входило в голову мою»,— писал он впоследствии. В 1819 (или 1820) г. Р. становится членом Союза благоденствия; в 1822-м арестован по подозрению в рев. агитации среди солдат дивизии М. Ф. Орлова, расквартированной в Бессарабии (Р. был майором 32 егерского полка, входившего в эту дивизию). После пяти лет безрезультатного следствия Николай I вынес окончательное решение: «майора Раевского удалить как вредного в обществе человека в Сибирь на поселение». В Сибири Р. продолжал жить и после амнистии 1856 г.

Кроме двух стихотворений, не напечатанных при жизни поэта, события 1812—1814 гг. и их роль в становлении тайных обществ обсуждались Р. в автобиогр. заметках [«О 1812 годе»] и [«О тайном обществе»] (1864).

ПЕСНЬ ВОИНОВ ПЕРЕД СРАЖЕНИЕМ

Впервые: Лит. Ульяновск, 1947. № 1. Стихи, написанные в конце 1812-го или в нач. 1813 г., сохранились в бумагах Р., взятых при его аресте в февр. 1822 г. В «Песне воинов» заметно сильное влияние поэтики «Певца во стане русских воинов» Жуковского.

ПОСЛАНИЕ Г. С. БАТЕНЬКОВУ

Впервые: Атеней, 1926. Кн. 3. В воспроизводимой здесь окончательной ред., относящейся, видимо, к 1818 г., сняты острые полит., намеки и, одновременно, смягчены эпикурейские мотивы, содержащиеся в первоначальном тексте, что указывает, вероятно, на подготовку стихов к печати. Адресат письма — соученик Р. по Благородному пансиону декабрист Гавриил Степанович Батеньков (1793—1863), отношения с которым прекратились из-за ареста Р. и
возобновились только после выхода Батенькова на поселение в 1846 г.

Атропа гибельным резцом… Имеются в виду тяжелые ранения, полученные Батеньковым в сражении при Монмирале 30 янв. 1814 г. Ты удалился на покой… Батеньков уехал в Томск в 1816 г. Но где живут сыны свободы… Может быть, имеются в виду члены томской масонской ложи «Восточное светило» (орг. в 1818 г.), членом которой был Батеньков. В беседе там красноречивой… Ср. в показаниях Батенькова высказывания о его послевоенных интересах: «Военной славы не искал. Мне всегда хотелось быть ученым или политиком Следуя природным склонностям, я оставил службу в артиллерии, приехал в Петербург, занялся опять в тишине одними точными науками». (Восстание декабристов. М., 1976. Т. 14. С. 93).

А. С. Пушкин

Первые отклики на события Отечественной войны в творчестве Александра Сергеевича Пушкина (1799—1837) относятся к годам его обучения в Лицее. Эти стихотворения, написанные в одической («Воспоминания в Царском Селе», 1814; «Александру I», 1815) или оссианической («Наполеон на Эльбе», 1815) стилистике, воспроизводят в общих чертах официальную концепцию событий. Попыткой скорректировать полит. ортодоксальность юношеских стихов является «Наполеон» 1821 г., в котором романтическая «наполеоновская легенда» стала ступенькой к еще очень робким ист. обобщениям («он русскому народу высокий жребий указал»). Создается впечатление, что зрелый П. намеренно отказывается от однозначного решения ист. проблемы 1812 г.— вместо этого он моделирует целый спектр позиций, точек зрения, что позволяет ему как бы воссоздать «объективный» образ Отечественной войны, остающийся, впрочем, не досказанным в полной мере. «Декабристский» взгляд 10-й гл. «Евгения Онегина» (1830) соседствует с наивно-патриотической оценкой событий в 7-й гл. (1827) и в «Метели» (1830); публицистическим пафосом проникнуты «Рефутация г-на Беранжера» (1827), «Бородинская годовщина» и «Клеветникам России» (1831). Включение конкретной ист. темы в сферу лирического переживания («Перед гробницею святой…», 1831; «Была пора: наш праздник молодой…», 1836) уживается с попытками философской интерпретации проблемы «личность в истории» («Герой», 1830; «Полководец», 1835). Постоянная привязанность П. к теме (еще одно свидетельство этого — глубокий интерес к документам и мемуарам) и разнообразие подходов к ней заставляет предположить наличие у П. замысла «большой прозы» (ист. или худож.) об Отечественной войне, замысла, едва наметившегося в «отрывке из романа» «Рославлев» (1831).

ВОСПОМИНАНИЯ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ

Впервые: Рос. музеум, 1815, № 4.

Элегия датируется окт.-дек. 1814 г. Печ. по перераб. ред. 1819 г., предназначавшейся для нереализованного сб. стихотворений (в этой ред. опущены все панегирические упоминания Александра I). Первоначальный вариант был читан Пушкиным на переходном лицейском экзамене 8 янв. 1815 г., о чем поэт вспоминал в 1835 году: «Я прочел мои „Воспоминания в Царском Селе”, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…» (ПСС. Т. 12. С. 158; ср. так же «Евгений Онегин», гл. 8. Строфа II). …Минервы росской храм… Речь идет о Екатерине II. Вознесся памятник. Ширяяся крылами… Имеется в виду так называемая Чесменская колонна, сооруженная в 1773 — 1778 гг. в центре Большого пруда Царскосельского Екатерининского парка в честь победы рус. флота над тур. в Чесменской бухте 26 июня 1770 г. Воздвигся памятник простой… Обелиск в Екатерининском парке, воздвигнутый в 1772 г. в честь победы под Кагулом (1770). О скальд России вдохновенный… П. имеет в виду В. А. Жуковского— автора «Певца во стане русских воинов».

НАПОЛЕОН

Впервые: Стихотворения Александра Пушкина. СПб., 1826 (с ценз. пропусками). Датируется сент.— нояб. 1821; оконч. ред.— нач. окт. 1824. Стихотворение навеяно сообщением о смерти Наполеона, дошедшим до П. в Кишиневе 18 июля 1821 г.

Померкни солнце Австерлица… По воспоминаниям Сегюра, перед Бородинской битвой Наполеон обратился к солдатам со словами «Вам светит солнце Аустерлица». Схватив железный свой венец… Подразумеваются одновременно железная корона Шарлеманя, которой венчали на царство Наполеона, и железный венец «князя тьмы», дьявола.

ПОЛКОВОДЕЦ

Впервые: Современник, 1836. Т. 3. Датируется 7—16 апр. 1835 г. «Стоическое лицо Барклая,— писал Пушкин Н. И. Гречу 13 нояб. 1836 г.,— есть одно из замечательнейших в нашей истории. Не знаю, можно ли оправдать его в отношении военного искусства; но его характер останется вечно достоин удивления и поклонения» (ПСС. Т. 16. С. 164). Вопрос о трагическом конфликте «избранного» героя и «бессмысленной толпы», который в «Полководце» решается на реальном ист. материале, ставился П. в целом ряде стихотворений 1820—1830-х гг.: «Поэт и толпа» (1828), «Поэту», «Ответ анониму» (1830), «К Гнедичу» (1832). Однако современники восприняли «Полководца» как попытку полит. апологии Барклая, предпринятой П. в ущерб репутации Кутузова. Характерно в этом смысле появление «Критической заметки…» Л. И. Голенищева-Кутузова, отвечая на которую П. утверждал, что признание Барклая «высоким поэтическим лицом» в истории России нисколько не умаляет бесспорных заслуг Кутузова (Современник, 1836. Т. 4). Исследовательская полемика вокруг «Полководца», подытоженная работой Н. Н. Петруниной, признавшей вторичность полит. смысла стихотворения (Стихотворения Пушкина 1820—1830 гг. Л., 1974), была снова переведена в полит. плоскость В. В. Пугачевым, увидевшим у П. скрытое отрицание официальной версии событий, в которых первенствующая роль отводилась Александру I (Пушкин и 1812 год: К истолкованию «Полководца» // Проблемы истории культуры, литературы, социально-экономической мысли. Саратов, 1984).

У русского царя в чертогах есть палата… Живописное изображение Барклая принадлежит кисти Дж. Доу и помещено в «Военной галерее» Зимнего дворца. Ты был неколебим пред общим заблужденьем… Черты психологического портрета Барклая, у П., сходятся с описанием, данным Глинкой в его «Письмах русского офицера» (запись 16 авг. 1812). Там, устарелый вождь… Начиная с этого стиха в рукописи было: Там, устарелый вождь! как ратник молодой, Искал ты умереть средь сечи боевой. Вотще! Преемник твой стяжал успех сокрытый В главе твоей. А ты, непризнанный, забытый Виновник торжества, почил — и в смертный час С презреньем, может быть, воспоминал о нас!

ПЕРЕД ГРОБНИЦЕЮ СВЯТОЙ

Впервые: Современник, 1836. Т. 4 (без 2-х последних строф — в составе «Объяснения» к стихотворению «Полководец»). Стихотворение (конец мая — нач. июня 1831) отразило неуверенность Пушкина в исходе польского восстания 1830—1831 гг. Адресовано М. И. Кутузову.

Перед гробницею святой… Прах Кутузова покоится в Казанском соборе в Ленинграде. «Иди, спасай!» Ты встал и спас… Ср.: «Весь народ называет его спасителем. Государь сказал ему: „Иди спасай Россию!” Россия, указы-
вая на раны свои, вопиет: „спаси меня!”» (Глинка Ф. Н. Письма русского офицера. СПб., 1816. Ч. 4. Запись от 17 авг. 1812 г.).

БЫЛА ПОРА: НАШ ПРАЗДНИК МОЛОДОЙ…

Впервые: Современник, 1837. Т. 5. П. готовил стихи к 25-летию открытия Лицея, но не окончил их. На праздновании 19 окт. 1836 г. «поэт только что начал читать первую строфу, как слезы полились из его глаз и он не смог продолжать чтение»,— вспоминал однокашник Пушкина М. Л. Яковлев (Гаевский В. П. Празднование лицейских годовщин в пушкинское время//Отеч. записки, 1861. № 11. С. 38). Как царь для нас открыл чертог царицын… Лицей помещался во флигеле Екатерининского дворца. И встретил нас Куницын… На церемонии открытия Лицея 19 окт. 1811 г. в присутствии Александра I и всей царской семьи адъюнкт-профессор нравственных наук А. П. Куницын (1783—1840) произнес речь, обращенную к воспитанникам.

К. Ф. Рылеев

Лит. путь поэта-декабриста Кондратия Федоровича Рылеева (1795—1826) начался в 1820 г. публикацией нескольких мелких стихотворений и знаменитой сатиры «К временщику». Центральное место в творчестве Р. занимают произведения, трактующие темы рус. истории в духе полит. представлений декабризма («Думы», 1821 —1823; поэмы «Войнаровский», 1823—1824; «Наливайко», 1825). Событиям наполеоновских войн посвящено несколько юношеских стихотворений Р., написанных еще в кадетском корпусе (Р. был выпущен в армию в нач. 1814 г., совершил заграничные походы 1814 и 1815 гг., но в воен. действиях не участвовал): «На погибель врагов», ода «Любовь к отчизне», прозаическая «Победная песнь героям»; а также некоторые рассуждения в «Письмах из Парижа» (1815). Позднее полит. роль Наполеона интересовала Р. в связи с планами рев. преобразований (ср. показания Р. на следствии и набросок «О Наполеоне», 1824).

«ПОВСЮДУ ВОПЛИ, СТОНЫ, КРИКИ…»

Впервые: Рус. старина, 1871. Кн. 1. Предположительно датируется 1823—1825 гг. Ю. Г. Оксман связывал эти стихи «по содержанию» с замыслом думы о царевне Софье, однако характерный мотив пожара-«жертвы», а также соседство автографа отрывка с автографом «Партизан» позволяет соотнести отрывок с темой 1812 г.

ПАРТИЗАНЫ

Впервые, без подписи: Сев. Цветы на 1828 г. СПб., 1827. Отрывок из большого стихотворения или поэмы; датируется предположительно 1823 — 1825 гг. В стихотворении отразились впечатления Р. от чтения фрагментов «Дневника партизанских действий» Д. В. Давыдова (Отечественные зап., 1820. № 1, 3, 8; 1821, № 23, 24) и, возможно, рассказов штаб-ротмистра Ахтырского гусарского полка Н. Г. Бедраги, бывшего в отряде Давыдова (с семейством Бедраг Р. познакомился в 1817 г.— см. его заметку 1820 г. «Еще о храбром М. Г. Бедраге»).

Ахтырцы, Бугцы, Донцы… Партизанский отряд Давыдова, первоначально состоявший из 50 рядовых Ахтырского гусарского полка и 80 дон. казаков, вскоре усилился 1-м Бугским и Тептярским казачьими полками.

А. А. Дельвиг

Антон Антонович Дельвиг (1798—1831)— обедневший и полностью обрусевший потомок остзейского баронского рода, соученик, друг и лит. единомышленник А. С. Пушкина, издатель альм. «Сев. Цветы» (1828—1831) и «Лит. газеты» (1830) — впервые обратился к теме Отечественной войны еще в лицейские годы: сохранились его стихотворения «Русская песня» (1812) и «На взятие Парижа» (1814; первое произведение Д., появившееся в печати).

ОТСТАВНОЙ СОЛДАТ. РУССКАЯ ИДИЛЛИЯ

Впервые: Сев. Цветы на 1830 год. СПб., 1829. Замысел стихотворения относится, вероятно, к лицейским годам; Пушкин вспоминал после смерти Д.: «Дельвиг долго обдумывал свои произведения, даже самые мелкие. Таким образом Русская его Идиллия, написанная в самый год его смерти, была в первый раз рассказана мне еще в лицейской зале, после скучного математического класса». (ПСС. Т. 12. С. 336). Известны замечания Е. А. Баратынского, отмечавшего «греческий тон» некоторых эпизодов «русской идиллии» (Дельвиг А. А. ПСС. Л., 1934. С. 489—490).

В Николин день, да около Крещенья… Празднованье памяти св. Николая-чудотворца, архиепископа Мирликийского приходится на 9 дек. ст. стиля (так наз. Никола-зимний); праздник Крещения приходится на 6 янв. ст. стиля.

Н. М. Языков

Лит. интересы Николая Михайловича Языкова (1803— 1846), зародившиеся в годы обучения в Петербург. Горном корпусе (1817— 1821), окончательно определились позднее, когда поэт учился на философ, отд. Дерптского у-та (1822—1829). Размашистая смелость оригинального поэтического почерка, «звучная торжественность» тона делают его стихи заметным явлением лит. жизни 1820-х гг. Дух вольности, живущий и в застольных песнях, и в любовной лирике Я., проникая в его патриотические стихи, придавал использованным в них сюжетам из древнерус. истории современный (и оппозиционный) полит. смысл, что роднило поэзию Я. с гражданской поэзией декабристов. В 1830-х гг. бунтарские мотивы в его творчестве заметно смягчаются. Стремление к органическому, уравновешенному мировосприятию и тесное общение с моc. писателями славянофильской ориентации (братья Киреевские, Хомяков) приводят Я. к консервативно-утопическому пониманию народности, прямолинейной идеализации «великолепья старины», противопоставленной «вредоносным» европейским веяньям. По возвращении в 1843 г. из-за границы, где он провел пять лет, Я. оказывается вовлеченным в ожесточенный спор «западников» и славянофилов об ист. судьбах и о будущем России; его стихотворение «К ненашим» (1844), направленное против Чаадаева, Грановского и Герцена, послужило поводом для окончательного размежевания двух лагерей.

Д. В. ДАВЫДОВУ

Впервые: Моc. наблюдатель, 1835. № 8. Кн. 2. Адресат стихотворения, личное знакомство Я. с которым состоялось, вероятно, 17 февр. 1831 г. в Москве, писал поэту: «Вы меня мчите в поднебесную, как орел голубя. Что за стих! Что за прелесть! И мощно и торжественно…» (Давыдов Д. В. Соч. М., 1860. Т. 3. С. 152—153). По свидетельству Гоголя, стихи нравились и Пушкину: «Живо помню восторг его в то время, как прочитал он стихотворение к Давыдову, напечатанное в журнале. В первый раз увидел я тогда слезы на лице Пушкина» (Гоголь Н. В. ПСС. Л., 1952. Т. 8. С. 387).

Знать, Суворов справедливо… Речь идет об эпизоде из «Автобиографии» Дениса Васильевича Давыдова — встрече с Суворовым в 1793 г. Ты еще под шведом был… Давыдов участвовал в швед. кампании 1808 г. На Дунай, на Буг, на Прут… Давыдов — участник рус.-тур. войны 1809—1810 гг.

М. А. Дмитриев

Прекрасное образование (окончил Благородный пансион в 1812 и Моc. ун-т в 1817 г.), сильный логический ум и недюжинный лит. талант Михаила Александровича Дмитриева (1796—1866) могли бы помочь ему занять высокое место на рус. Парнасе или, по крайней мере, должны были обеспечить (при имеющемся влиятельном родстве) хорошую чиновничью карьеру. Однако смолоду свойственная Д. «прямизна неуступчивого характера» закрывала для него возможность легких побед на любом жизненном поприще. Служа в Мос. архиве коллегии иностранных дел (1817— 1825), в надворном суде (1826—1835), в мос. отделении сената, он постоянно ссорился с начальниками, что в результате привело к незаслуженно ранней отставке (1847, в чине действ. статского советника) с весьма солидной должности обер-прокурора и управляющего делами общего собрания моc. сенатских департаментов. Не менее постоянно Д. вступал в конфликты с господствующими авторитетами и в лит. «департаменте»: полемика с Вяземским о романтизме пушкинского «Бахчисарайского фонтана» (1824), рассорившая Д. с дядей — известным поэтом старшего поколения И. И. Дмитриевым; споры с Н. А. Полевым о грибоедовском «Горе от ума» (1825) сопровождались потоком эпиграмм и сат. пародий, выводивших лит. борьбу за рамки корректности. Ворчливая оппозиционность Д. распространялась и в область ист. и полит. воззрений: Николаю I он ставил вину то, что в его царствование «убит дух, убиты доходы, убиты таланты»; Белинскому предъявлялись упреки в антипатриотизме, а своих друзей-славянофилов Д. поругивал за недооценку европеизаторской политики Петра I. Отрицание современности приводило Д. к поискам «золотого века», к утопическим попыткам найти желанную бесконфликтность в далеком (а иногда и совсем близком) прошлом России. Именно такая позиция проявилась и в напечатанных в наст. изд. стихах об Отечественной войне, первоначально включенных в сб. «Московские элегии» (М., 1858), и в заметках о людях 1812 года, попавших в его мемуарную книгу «Мелочи из запаса моей памяти» (1854).

Ф. И. Тютчев

Тончайший анализ душевных движений и эмоциональная живопись пейзажа, философское осмысление неразрывной связи природы с внутренним миром человека сочетались в поэзии Федора Ивановича Тютчева (1804— 1873) с пристальным интересом к истории родной страны. Проецируя современную ему европейскую полит, ситуацию на события начала XIX в., Т. толковал столкновение России и Франции как провиденциально предрешенную борьбу «христианской империи» с разрушительной революционной стихией. Такой взгляд проявился в стихах цикла «Наполеон» (1832—1850), в конспективных заметках к трактату «Россия и Запад» (гл. «Россия и Наполеон», 1849), в др. полит, статьях и стихотворениях.

НЕМАН

Впервые: Раут. М., 1854. Кн. 3. Стихи, написанные 4—7 сент. 1853 г. во время пребывания поэта в Ковно (Каунасе), сопровождались в письме к жене Э. Ф. Тютчевой от 18/30 сент. следующим автокомментарием: «Чтобы их уразуметь, следовало бы прочесть страницу из истории 1812 года Сегюра, где говорится о переходе через эту реку армии Наполеона; или по крайней мере вспомнить картинки, так часто попадающиеся на постоялых дворах и изображающие это событие» (Старина и Новизна. СПб., 1914. Кн. 18. С. 54; подлинник по-фр.). Связь «Немана» с размышлениями Т. о надвигающихся событиях Крым. войны иллюстрируется строками из письма от 23 нояб./5 дек. 1853 г.: «В сущности, для России опять начинается 1812 год; может быть, общее нападение на нее не менее страшно теперь, чем в первый раз, хотя оно не выражается одним человеком и таким великим человеком, каким был первый Наполеон. Что же касается врага, то он всё тот же, а именно: Запад». (Там же. С. 61).

А. И. Подолинский

Андрей Иванович Подолинский (1806— 1886) родился и вырос в Киеве, где окончил один из лучших частных пансионов. В 1821-1824 гг. продолжал учебу в Благородном пансионе при Петербург. ун-те; после завершения курса поступил на службу в Почтовый департамент. С 1831 г. служил в Одессе; с 1850 г выйдя в отставку (в чине действительного статского советника), жил в своем киев. имении.

На формирование П.-поэта оказало сильное влияние творчество англ. романтика Томаса Мура, а также линия рус. романтизма, представленная именами Жуковского и Козлова. Немаловажным для П. было и общение с Дельвигом, к кружку которого он примыкал в 1828-1830 гг. Расцвет лит. деятельности П. приходится на конец 1820-х-начало 1840-х гг.; к этому времени относятся романтические поэмы «Див и Пери» (1827), «Борский» (1829), «Нищий» (1830), «Смерть Пери» (1837) и многочисленные стихотворения, напечатанные в альманахах «Сев. Цветы», «Невский альманах», «Подснежник», «Одесский альманах», «Киевлянин», в журн. «Гирлянда», «Б-ка для чтения». Собр. соч. П. выходили в 1837 и 1860 гг. В 1884—1886 гг. «Рус. старина» опубликовала некоторые из его неизд. произведений и автобиографию.

ЗВЕЗДА

Впервые: Киевлянин, 1841. Стихотворение написано, видимо, по поводу состоявшегося в нояб. 1840 г. перенесения праха Наполеона с о. Св. Елены в Париж.

М. Ю. Лермонтов

В творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841) разработка тем рус. и европ. истории начала XIX в. шла параллельными путями. Первый из них, связанный с формированием образа «протестующего» романтического героя, реальным ист. прототипом которого мыслился Наполеон, прослеживается в стихотворениях так называемого «наполеоновского цикла»: «Наполеон» (1830), «Эпитафия «Наполеона» (1830), «Св. Елена» (1831), «Воздушный корабль» (1840), «Последнее новоселье» (1841). Другая линия обусловливавшаяся лермонтовским восприятием споров 1830-х гг. о самобытности рус. народного характера и его формирующей роли в национально-историческом развитии, представлена в стихотворениях «Два великана» и «Бородино».

ДВА ВЕЛИКАНА

Впервые: Отеч. Записки, 1842. № 5 Образы стихотворения, написанного в 1832 г.,
позднее отразились в 7-й строфе поэмы «Сашка» (1835—1836?). В шапке золота литого… Этот образ у современников мог ассоциироваться с золотым куполом колокольни Ивана Великого, символизировавшей Москву (ср. Вигель Ф. Ф. Записки. М., 1928. Т. 2. С. 30).

БОРОДИНО

Впервые: Современник, 1837. Т. 6. Первое появившееся в печати с ведома автора и подписанное полностью произведение Л. является переработкой ранних романтических стихов «Поле Бородина» (1830 или 1831), осуществленной в конце 1836 или в начале 1837 г. В «Бородине» Л. воспользовался формой «солдатского разговора», апробированной Дельвигом в его «Солдатской идиллии» (1829) и Пушкиным и «Гусаре» (1833); эту же форму в пародийных целях использовал Некрасов в стихотворении «Так, служба! сам ты в той войне…» (1846). Зависимость «Бородина» от традиции прозаических —художественных и мемуарных —описаний Бородинского сражения (ср. напр., с наблюдениями В. Н. Турбина, возводящего стихи Л. к полемически переосмысленному эпизоду из романа Булгарина «Петр Иванович Выжигин» (1831): М. Ю. Лермонтов: Исслед. и материалы. Л., 1979. С. 392—403) позволило стихам Л. в свою очередь повлиять на развитие рус. исторической прозы: недаром Л. Н. Толстой назвал их зерном «Войны и Мира» (Жизнь и творчество Лермонтова: Исслед. и материалы. М 1941 Сб. 1. С. 186).

А. В. Тимофеев

РУССКИЙ СРЕДИ ПЫЛАЮЩЕЙ МОСКВЫ

Уроженец Симб. губ. Алексей Васильевич Тимофеев (1812—1883) окончил в 1830 г. Каз. университет и отправился служить в Петербург, где вскоре получил место помощника столоначальника в департаменте уделов. Однако истинной целью Тимофеева была не чиновничья карьера, а поэтическая слава. Адепт модного в провинции неистового байронизма, он не случайно нашел защитника и покровителя в Бароне Брамбеусе (О. И. Сенковском) — издателе «Б-ки для чтения», журнала, ориентированного прежде всего на провинциальные вкусы. В 1830-е гг. Тимофеев печатает в «Б-ке» стихи и прозу, выпускает отдельными изданиями «фантазии» «Елизавета Кульман», «Поэт», повесть «Художник», ряд пьес. 1840 г.— последний год сотрудничества с Сенковским — стал рубежом лит. известности Тимофеева. С 1843 г. он, не переставая писать, вовсе прекращает печататься. Еще раз Тимофеев выступил в печати в 1875—1876 гг. с грандиозной поэмой «Микула Селянинович».

Сотни стихотворений, «фантазии», «мистерии», обильно снабженные позднеромантическим реквизитом трагических контрастов и роковых страстей,—демонстрировали предельную отрешенность поэта от современной ему действительности. История является Тимофееву лишь в крайних точках своего развития, накануне потрясений и катастроф.

Эсхатологические мотивы оказываются на первом плане и в стихотворении «Русский среди пылающей Москвы», впервые опубликованном в сб. Тимофеева «Песни» (Пб., 1835. Ч.1)

А. Н. Майков

В творчестве Аполлона Николаевича Майкова (1821 — 1897) ист. тема занимает значительное место. Событиям всемирной и рус. истории посвящены большие стихотворные циклы Майкова («Страны и народы», «Века и народы», «Из славянского мира», «Отзывы истории», «Юбилеи»), лирические драмы («Смерть Люция», «Два мира» и др.), прозаические «Рассказы из русской истории». Тема 1812 г., кроме публикуемых в наст, изд., затронута также в стихотворениях «Два гроба» (1840—1841), «Жуковский» (1883).

ВОРОБЬЕВЫ ГОРЫ

Написано в 1838 г.; вошло в рукописный журнал семьи Майковых «Подснежник» (1835—1838). Впервые напечатанные в «Стихотворениях Ап. М.» (СПб., 1842) стихи были
отрицательно оценены Белинским, упрекавшим автора в подражании поэтическим приемам В. Г. Бенедиктова (ПСС. Т. 6. С. 27; можно добавить, что стихи Майкова являлись простой репликой к стихотворению Бенедиктова «Москва», 1838).

СКАЗАНИЕ О 1812 ГОДЕ

Написано в 1876 г.; впервые напечатано в ПСС. Спб., 1884. Т. 3, в составе цикла «Отзывы истории».

Лишь один стоит посланник… Имеется в виду инцидент на дипломатическом приеме в Тюильри 2/15 авг. 1811г., когда Наполеон резко упрекнул рус. посланника князя А. В. Куракина в несоблюдении Россией союзных договоров.

Вспомнил он дворец Петровский… Депутации от моc. «бояр» Наполеон—по свидетельству графа Сегюра—тщетно ожидал 2/14 сент. на Поклонной горе у Дорогомиловской заставы. В пригородном Петровском замке, расположенном на Петербург. тракте, фр. император провел три дня —с 4/16 по 7/19 сент., вынужденный к этому пожаром, который угрожал основной резиденции —Кремлю. Ист. неточность эпизода объясняется, видимо, влиянием стихов из «Евгения Онегина» (гл.7, строфа XXXVII).

А. А. Фет

МОСКВА

В поэзии Афанасия Афанасьевича Фета (1820—1892) стихотворение «Москва» — едва ли не единственный пример обращения к ист. теме. Стихотворение является переводом одноименного сонета К. Т. Кернера (1791 — 1813) — нем. поэта, участника освободительной войны против Наполеона. Перевод Фета опубликован впервые в «Москвитянине.» (1843. Ч. 2. № 3). Копье побед поднял святой Георгий… На гербе Москвы изображен св. Георгий Победоносец на коне с поднятым копьем.

Н. Ф. Щербина

ВЕЛИКАЯ ПАНИХИДА

Николай Федорович Щербина (1821 — 1869) известен в рус. лит. как тонкий лирик, мастер антологического жанра, а также как переводчик новогреч. народной поэзии и замечательный эпиграмматист. «Великая панихида» является переводом с чеш. одноименных стихов Франтишка Ладислава Челаковского (1799—1852) из кн. «Ohlas pisni ryskych» (1829) Стихотворение Щербины впервые напечатано в газ. «День» (1864. 26 сент.).

Я. П. Полонский

ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ НЕМАН

Огромное творческое наследие Якова Петровича Полонского (1819-1898) разнообразно по своему жанровому и тематическому составу: наиболее полное прижизненное собр. его соч. (1885 — 1886) включало 3 т. стихотворений и поэм и 7 т. рассказов, повестей и романов. Однако ист. тема в поэзии Полонского представлена сравнительно скудно: им использовались лишь те исторические сюжеты которые допускали лирическую интерпретацию; в число таких сюжетов естественно попадала и «наполеоновская легенда» в том виде, как она сложилась к середине XIX в.

Стихотворение предположительно датируется 1845-1850 гг. (см.: Полонский Я. П Стихотворения. Л., 1954. С. 500), однако переклички с тютчевским «Неманом», опубликованным в 1854 г., допускают возможность передатировки. Впервые эти стихи Полонского напечатаны в его сб. Стихотворения. Спб., 1855.

Н. С. Соколов

ОН

Биограф, сведения о Н. С. Соколове не выявлены. Возможно, его следует отождествлять с Н. С. Соколовым —автором комедий и водевилей (1835—1841), с успехом шедших на Петербург. и моc. сценах до конца 1850-х гг. (ему принадлежит также ряд стихотворений, опубликованных в «Б-ке для чтения» и «Галатее»). Стихотворение, впервые напечатанное в альманахе «Поэтические эскизы» (М., 1850), легло в основу известной народной песни (народный вариант текста впервые зафиксирован в лубке в 1880-х гг.; в песенниках —с нач. XX в.). Текст песни в сравнении с печатным существенно сокращен и переработан (см.: Песни и романсы русских поэтов. М.; Л., 1963. С. 680—681, 940).

М. И. Цветаева

ГЕНЕРАЛАМ ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА

В ранней юности Марина Ивановна Цветаева (1892—1941) была романтически увлечена «наполеоновской легендой». «Поглощенность Марины судьбой Наполеона,— вспоминает А. И. Цветаева,—была так глубока, что она просто не жила своей жизнью. Полдня запершись в своей узенькой комнатке, увешанной гравюрами и портретами, окруженная французскими книгами, она с головой уходила в иную эпоху, жила среди иных имен» (Воспоминания. М., 1971. С. 300). С этим увлечением связан первый серьезный поэтический опыт Цветаевой — перевод стихотворной драмы «Орленок» Э. Ростана (1808—1809; не сохранился). Видимо, как рефлексию юношеских интересов можно воспринимать и стихотворение «Генералам 12-го года», написанное в Феодосии 26 дек. 1913 г. и посвященное мужу С. Я. Эфрону. Стихотворение впервые было напечатано в «Сев. зап.» (1915. № 1) и начиналось вычеркнутой впоследствии строфой: «Одна улыбка на портрете, Одно движенье головы,— И чувствуется: в целом свете Герои — вы».

Н. Охотин

Русские поэты об Отечественной войне 1812 года

Хронограф

Словарь исторических и мифологических имен, устаревших слов и выражений

РУССКАЯ СЛАВА

Русские поэты об Отечественной войне 1812 года Редактор И. П. Глазырина Художественный редактор Т. Н. Руденко Технический редактор Е. И. Полякова Корректор И. В. Потёмина

Ретушер Л. А. Егорова

ИБ № 1390. Сдано в набор 02.06.86. Подписано в печать 19.01.87. Формат 70 x 90 1/64. Бум. мел. 115 г. Гарнитура «Баскервиль», Печать офсетная Усл. печ. л. 8,78. Усл. кр.-отт. 30,42. Уч.-изд. л. 11,71. Тираж 7000 экз.

Изд. № 4109. Заказ № 3589. Цена 7р.

Издательство «Книга», 125047, Москва, ул. Горького, 50.

Фотонабор выполнен ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени МПО «Первая Образцовая типография» им. А. А. Жданова Союзполиграфпрома при Госкомиздате СССР.

113054, Москва, Валовая, 2В. Отпечатано в московской типографии № 5 Союзполиграфпрома при Госкомиздате СССР. 129243, Москва, ул. Мало-Московская, 21.

Р4703000000-031/002(01)-87-Без ооъявл.