Альбом произведений живописи ч.2. Русский военный костюм 18-начала 20 века. В.М. Глинка

32. Неизвестный художник. Офицер и рядовой Петербургского драгунского полка. 1802-1803

64_1-1240346

О времени создания гравюры говорит отсутствие у всадников буклей и укороченные, но еще не полностью обстриженные КОСЫ. Мундиры драгун в течение всего XIX столетия покроем не отличались от мундиров пехоты. По прусскому образцу в конце XVIII – начале XIX в. стали вводить разноцветные воротники и обшлага. Тех же цветов вальтрапы с вензелем императора.

33. Неизвестный художник. Офицер и рядовой Конно-польского полка. 1802-1803

64_2-2697701

Обмундирование этого полка, сформированного около 1800 г., явилось прообразом формы созданных позже уланских полков, шапки которых напоминали польские конфедератки. В Конно-польском полку впервые в русской армии введены эполеты с пышной бахромой как для офицеров, так и для нижних чинов.

34. Ж. Монье. Портрет Л. А. Нарышкина. 1805

65_1-2135570

Скромный мундир гвардейского Преображенского полка отличается очень высоким воротником и двумя рядами мелких пуговиц. Фрачный покрой введен в 1801 г. для всех родов войск с различием только в длине фалд. Портрет свидетельствует о том, что в 1805 г. еще слегка пудрили волосы. Мальтийский орден дан Нарышкину, когда он был еще подростком. Позже Нарышкин, участвовавший во всех войнах с Францией, произведен в генерал-майоры за отличие под Лейпцигом.

35. И. Ромбауэр (?). Портрет генерал-майора В. И. Депрерадовича. 1805

65_2-3344716 

Орнаментальное шитье различного рисунка, установленное Павлом I для воротников и обшлагов трех гвардейских пехотных полков – Преображенского, Семеновского, Измайловского, оставаясь неизменным до 1914 г., варьировалось по количеству и месту расположения в зависимости от фасона мундира. На портрете командира Семеновского полка генерал-майора Депрерадовича (так же, как и на портрете Л. А. Нарышкина) видно, как располагалось шитье на открытом спереди очень высоком воротнике мундира. Грудь генерала украшают алмазная звезда и лента ордена св. Анны первой степени, мальтийский крест и свидетельства его храбрости – крест св. Георгия четвертой степени и золотые кресты за штурмы Очакова и Праги. На портрете отсутствует орден св. Георгия третьей степени, полученный за бой под Аустерлицем, что и позволяет датировать его.

36. Я. Гладыш. Портрет Ф. Ф. Шуберта. 1807

65_3-2384114

Юный офицер квартирмейстерской части Главного (позже Генерального) штаба изображен за глазомерной съемкой. Портрет можно датировать благодаря ордену св. Владимира четвертой степени, полученному за храбрость в бою под Прейсиш-Эйлау в январе 1807 г. В будущем Шуберт – заслуженный генерал, главный картограф русской армии, почетный член Академии наук.

37. 0.Л. Кипренский. Портрет полковника лейб-гвардии Гусарского полка Е.В. Давыдова. 1809

66_1-5186627

Этот портрет вызывал многочисленные споры по вопросу о том, кто на нем изображен. Подчас ставилась под сомнение достоверность в написании художником мундира. Однако именно точность в передаче деталей сложного гусарского обмундирования позволяет с уверенностью утверждать, что на портрете изображен не Денис Васильевич Давыдов. Богатая расшивка доломана шнурами и бахромой говорит, что перед нами штаб-офицер. Белые чакчиры и кивер с султаном из белых с примесью черных и оранжевых перьев были заменены гвардейским гусарам на синие чакчиры и кивер с белым волосяным султаном в апреле 1809 г. Отметим еще одну гвардейскую деталь – лядуночную перевязь с пряжкой, на которой изображен вензель императора. На ментике можно насчитать одиннадцать рядов шнуров. что нарушает существовавшие с 1797 г. правила, по которым таких шнуров должно было быть пятнадцать рядов. Но такое отклонение является характерной деталью для быта гусар того времени, так как при подгонке на фигуру не всегда было возможно точно выдержать правило. Поэтому и на портретах встречаются от одиннадцати до восемнадцати рядов шнуров. Изображенную на портрете форму в 1809 г. мог носить именно полковник лейб-гвардии Гусарского полка Евграф Васильевич Давыдов.

38. М. Ф. Квадаль. Портрет обер-офицера Лейб-гренадерского полка. 1807

66_2-6690093

Офицерам Лейб-гренадерского полка, единственного из армейских пехотных частей, с 1802 г. ввели двойные золотые петлицы на красном воротнике темно-зеленого мундира. Ношение эполета на левом плече введено в 1807 г.

39. Неизвестный художник. Портрет поручика лейб-гвардии Семеновского полка П. Г. Бибикова. 1804-1805

66_3-5642177

Время написания портрета молодого офицера лейб-гвардии Семеновского полка на первый взгляд легко определить: с осени 1807 г. отменено пудрение волос, “кроме больших парадов и высочайших выходов”. 17 сентября того же года для офицеров введено ношение эполета на левом плече. Однако эполет, так же, как и пряжка с миниатюрным изображением наградной золотой шпаги, приписаны позже. Среди четырех семеновцев, награжденных весной 1806 г. за храбрость, проявленную в ходе русско-австро-французской войны 1805 г., к данному портрету подходит лишь поручик П. Г. Бибиков, служивший в полку с 1804 г.. с 1805 г. состоявший адъютантом М.И.Кутузова.

40. Неизвестный художник. Портрет обер-офицера Кавалергардского полка М. С. Храповицкого. 1809

67_1-7517431

Офицер одет в красный вицмундир, украшенный пряжкой с изображением орденов св. Анны третьей степени, которым в начале XIX в. награждали только за храбрость. Портрет датируется по наличию эполет на обоих плечах, что было введено в Кавалергардском полку в 1809 г. Храповицкий был в 1829-1835 гг. петербургским гражданским губернатором (на выставке 1962 г. в Государственном Эрмитаже “Костюм в России” ошибочно экспонировался как портрет С. Н.Тургенева).

41. А.Г. Варнек. Портрет штаб-офицера военно-учебных заведений. 1810

67_2-8389822

Принадлежность штаб-офицера к чинам военно-учебных заведений определяется рисунком введенного в 1802 г. шитья на воротнике, просуществовавшего с изменениями до 1914 г. Однако этот далеко не старый офицер несомненно послужил в боевых частях, вероятно, в 1805-1807 гг.. о чем говорят ордена св. Анны второй степени, св. Георгия и св. Владимира четвертой степени.

42. Неизвестный художник. Портрет полковника Л. А.Тургенева. 1810-е гг.

68_1-1507368

Цифра “11” на белом поле эполет позволяет предположить, что перед нами портрет командовавшего в 1812-1814 гг. Елецким пехотным полком подполковника, а затем полковника Льва Александровича Тургенева. Заслуженного офицера украшают ордена: на шее – св. Анны второй степени с алмазами, под ним – прусский “За заслуги”, правее – св. Владимира четвертой степени с бантом, медаль за военную кампанию 1812 г. и белый крестик сардинского ордена св. Маврикия и Лазаря, наличие которого свидетельствует об участии его кавалера в суворовском походе 1799 г.

43. Г. Филипс. Портрет атамана Донского войска М. И. Платова. 1814

68_2-7001740

Платов одет в форму генерала Донского войска – синий мундир чекменного покроя (застегивался посередине груди на крючки) с серебряным шитьём общегенеральского рисунка в виде дубовых листьев на воротнике и обшлагах и с серебряными эполетами. В левой руке – меховая шапка с красным шлыком, золотым шнуром и усыпанным драгоценностями челенгом (султаном), которым Платов был награжден за бой при Ганау в октябре 1813 г. На груди – звезды орденов св. Андрея Первозванного, св. Георгия и св. Владимира и андреевская лента, на шее крест св. Георгия второй степени, прусский – Красного орла, мальтийский, медаль в память Отечественной войны 1812 г., австрийский орден Марии-Терезии и большая золотая медаль с портретом Екатгерины II, выбитая в память подвига двадцатитрехлетнего Платова на реке Калалах в 1774 г., где он с полком отразил нападение превосходящих сил крымских татар, защищая обоз с казенным продовольствием. Из двух медальонов в алмазных рамах больший — подарок английского принца-регента. Портрет был написан во время пребывания Платова в Лондоне в июне 1814 г. Только влиянием лондонских поклонниц донского атамана можно объяснить тот факт, что Платов изображен гладко выбритым, без уссов. являвшихся предметом особой гордости казаков.

44. А.Г. Венецианов (?). Портрет командира лейб-гвардии Драгунского полка П.А. Чичерина. Около 1810 г.

69_1-4424085

Имя изображенного лица позволяет определить сходство с портретами Чичерина работы Р.Лефевра (1814) и Д.Доу (ок. 1824 г.). До 1809 г. Чичерин служил в Конногвардейском полку, с которым участвовал в кампании 1805-1807 г.г. и получил за бой под Фридландом орден св. Георгия четвертой степени. В 1812 г. командовал гвардейским Драгунским полком, в форме которого изображен.

45. Неизвестный художник. Портрет обер-офицера Александрийского гусарского полка. Около 1812 г.

69_2-9273376

Время написания портрета определяется тем, что весной 1812 г. был отдан приказ о застегивании мундирных воротников на крючки. Орден св. Владимира четвертой степени с бантом, даваемый тогда исключительно за храбрость, скорее всего приписан позже: он на портрете изображен в неправильном ракурсе. Отметим также, что офицер этот чрезвычайно молод – столь дорогие гусару усы (их тогда имели право носить только офицеры улан, гусар и казаков) у него еще не растут. О принадлежности к гусарам именно Александрийского полка говорят красный воротник и черный доломан с серебряными шнурами.

46. В.А. Тропинин (?). Портрет штабс-ротмистра лейб-гвардии Гусарского полка А.Л. Лазарева. 1820-е гг.

69_3-6934580

На портрете хорошо видны все детали парадной формы лейб-гвардии Гусарского полка, в котором служили представители богатого дворянства: красный доломан, синие чакчиры. щедро расшитые золотыми шнурами, галунами и бахромой. На шее гусара – орден св. Анны второй степени, на груди – св. Владимира четвертой степени, медаль в память Отечественной войны 1812 г. и так называемой Кульмский крест – награда, выданная прусским королем всем русским воинам, участвовавшшм в бою под Кульмом 17-18 августа 1813 г. Левой рукой офицер опирается на золоченый эфес сабли, на котором читается надпись: “За храбрость”. Рядом лежит черный кивер с вогнутым верхом, высоким султаном и кутасом. На портрете изображен штабс-ротмистр А.Л.Лазарев, убитый под Лейпцигом 4 октября 1813 г.

47. Д. Д о у. Портрет генерал-фельдмаршала М.Б. Барклая де Толли. 1829

70_1-8779357

Барклай ле Толли изображен в однобортном обшегенеральском мундире, введенном для пехотных генералов в 1817 г., с лентами, звездами и знаками орденов св. Андрея Первозванного, св. Георгия первой степени, св.Владимира первой степени, серебряной медалью в память Отечественной войны 1812 г., знаками орденов – прусского Красного орла первой степени, австрийского командорского креста Марии-Терезии, шведского Меча первой степени.

48. П. X е с с. Сражение при Тарутине. 1847. Фрагмент

70_2-9553388

Сражение при Тарутине было первым после того, как русские войска оставили Москву. В правой части фрагмента картины мы видим генерала Л.Л.Беннигсена. Он изображен в профиль на гнедом коне. В группе его штаба находятся генерал-квартирмейстер К.Ф. Толь и обер-офицер лейб-гвардии Семеновского полка. Здесь же генерал Е.И. Меллер-Закомельский в кавалерийском мундире, в шляпе с белым плюмажем, отдающий приказание офицеру Чугуевского уланского полка. Слева выезжают, держа сабли наголо, готовые к бою гусары в красных ментиках. На втором плане, за гусарами, виднеется группа лейб-улан, а также драгуны и конная артиллерия.

49. П. Хесс. Сражение при Красном 5 ноября 1812 г. 1849. Фрагмент

71_1-3167448

На картине изображена атака русских кирасир на отставшую колонну корпуса маршала Даву. Кирасир Екатернославского полка можно отличить по оранжевым воротникам шинелей, поверх которых надеты кирасы. На их лошадях чепраки также оранжевого цвета. Слева на переднем плане – на гнедом коне – генерал М.А.Милорадович со штабом. Он приказывает оказать помощь раненому французскому офицеру, лежащему на снегу.

50. Д. Доу. Портрет генерал-фельдмаршала М. И. Кутузова. 1829

71_2-2629237

Кутузов изображен в двубортном мундире, которые были отменены в 1817 г.. с лентой и звездой ордена св. Андрея Первозванного, звездами – св. Георгия первой степени, св. Владимира первой степени, с австрийским орденом Марии-Терезии и портретом Александра 1 в бриллиантовой раме. На барабане лежит мягкая фуражка-бескозырка, которую носил фельдмаршал, почти никогда не надевая на трижды раненую голову форменной генеральской шляпы.

51. Неизвестный художник. Портрет полковника гвардейской артиллерии Д.А. Столыпина. После 1814 г.

72_1-4102022

Широко разведенные края воротника говорят о том, что мундир сшит до 1812 г., но вероятно, благодаря большему удобству в походном быту владелец носил его до конца кампании, когда и был, по-видимому, исполнен этот портрет. Оттенок неофициальности придает изображению мягкая фуражка-бескозырка, какие в 1812-1814 гг. носили многие офицеры вместо громоздких киверов и неудобных шляп. Этот штаб-офицер имеет следующие ордена: на шее – прусский “За заслуги” и св. Анны второй степени, на груди – св. Владимира четвертой степени, медаль в память Отечественной войны 1812 г., австрийский – Леопольда и баварский Максимилиана-Иосифа. Золотое шитье на воротнике мундира, установленное в 1811 г., говорит о службе в гвардейской артиллерии. Полковник Столыпин – автор ряда статей по боевой практике артиллерии, известный храбростью и передовым образом мыслей, сблизившим его с некоторыми декабристами. Д. А. Столыпин – младший брат бабушки М. Ю. Лермонтова Е. А. Арсеньевой.

52. Харламов. Портрет полковника А.А. фон Круза. 1815

72_2-6985993

Белый мундир без шитья и петлиц на воротнике и обшлагах носили в эти годы офицеры, “числившиеся по кавалерии”, то есть не состоявшие в строю. Но, очевидно, полковник фон Круз участвовал в военных действиях – не случайно на заднем плане слева маячат фигурки кавалеристов. На шее его – орден св. Владимира третьей степени, ниже – св. Анны второй степени с бриллиантами и прусский “За заслуги”. Правее – медаль в память Отечественной войны 1812 г., шведский орден Меча и французский – Бурбонской лилии. Отметим, что офицерские чины, “отставленные с мундиром”, носили присвоенные им на службе эполеты вплоть до 1817 г., когда последовало запрещение.